Тофиг Зульфугаров о том, как Азербайджану пресечь новые провокации армян
Аналитические выкладки экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофига Зульфугарова, в которых он представляет собственное видение наиболее актуальных вопросов сегодняшней повестки, в подавляющем большинстве случаев становятся темой широких обсуждений среди общественности.
Такой же большой резонанс вызвал очередной статус, которым эксперт поделился на своей странице в Facebook, и в котором он, делясь впечатлением о поездке в Шушу, прогнозирует ситуацию вокруг остающихся в Карабахе армян, с призмы нынешних реалий.
Вот что пишет Тофиг Зульфугаров в своем статусе:
«Ещё раз о впечатлениях от поездки в Шушу...
Больше всего впечатляет объем и интенсивность работ проводимых на освобождённых территориях. Очевидно, что это только начало и они будут возрастать многократно.
Теперь о тех, кто по другую сторону... речь идет не только и не столько об армянах, а прежде всего о России и её партнёрах по Минской группе.
Цель внешних игроков совпадает с армянской стратегией – «заморозить» нынешнюю ситуацию в качестве жизнеспособного, долгосрочного механизма конфликтного управления регионом.
И тут возникает их главная проблема – «жизнеспособность». Что это значит?
Для продолжения «игры» в посредников и миротворцев, им необходим «предмет» или «объект» для продолжения своей империалистической, по сути, политики (прошу прощения за употребление терминологии коммунистического периода, однако это самое правильное определение, которое приходит на память).
А вот тут и кроется самая главная проблема для этих сил – армяне, оставшиеся в Карабахе, не желают быть марионетками в этой игре и стремительно покидают его. Следовательно, возникает вопрос: а что же делать дальше, как обеспечить функционирование механизма конфликтного управления?
В принципе вероятны два вида стратегии:
1 - закрытие «темы Карабаха» путем бесконфликтной эвакуации основной массы оставшихся армян (оставив незначительное число для политико-культурной массовки в виде условного ансамбля народной армянской песни и танца).
2 - после этого, перевод конфликта в зону армяно-азербайджанской государственной границы. Эта тематика потенциально способна сформировать предмет и объект для использования в своих интересах каждым из тройки «сопредседателей»...
И третий вариант, на котором следует остановиться - это возобновление масштабных боевых действий в карабахской зоне. Инициатором этого конечно, будет не Азербайджан, которому нынешняя ситуация позволяет из- за «спины миротворцев» наблюдать за стремительной депопуляцией «миротворческого заповедника».
Инициатором могут стать, прежде всего, сами армяне, которые по согласованию с «сопредседателями» могут спровоцировать столкновения с последующим пропагандистской компанией «...ара, опять геноцид».
Главной целью этот шага будет желание пересмотреть договоренности от 10 ноября и сформатировать новую конфликтную реальность, в том числе и прежде всего - изменение характера операции по поддержанию мира на операцию по принуждению к миру.
То есть, полную потерю Азербайджаном суверенитета над этой территорией и переход её под полный и практически бессрочный контроль «принужденцев к миру».
Именно так следует понимать заявление армянских политиков, которые недавно озвучили мысль о том, что либо новая война, либо полный исход армянского населения из Карабаха.
Если они начали об этом говорить, значит, они понимают всю серьёзность ситуации. Вопрос только в том - согласятся ли они снова стать разменной фигурой в чужой игре или нет?»
Расклад настолько интересный и неординарный, что мы попросили Тофига Зульфугарова раскрыть свое видение.
- Вы пишете, что внешние силы вновь стремятся заморозить ситуацию – теперь уже в ее нынешних условиях. Могли бы вы подробнее рассказать о том, как они могут продвигать свой план?
- Да, мы действительно видим попытки каким-то образом заморозить ситуацию. Они очевидны, и в основе их лежит желание многих игроков вне региона продолжать воздействовать на региональные страны, в первую очередь, на Армению и Азербайджан, посредством этого конфликта.
Понятное дело, что и в Армении, и в Азербайджане к любой ситуации, связанной с этим конфликтом, относятся чрезвычайно внимательно, производится, скажем так, некий эффект воздействия. Поэтому, конечно, потерять такой механизм управления – в политической науке он называется «система конфликтного управления» - никто не хочет.
Дело в том, что у очень многих здесь свои интересы: политические, экономические, вплоть до желания, скажем, продавать свои автобусы. Так что, мы понимаем, что за всеми такими устремлениями стоят конкретные интересы.
Азербайджан - для многих неожиданно - решил все вопросы, связанные с восстановлением территориальной целостности и суверенитета. Подчеркну, для очень многих это стало неожиданным сюрпризом. И поэтому эти «очень многие» желают создать действующий и жизнеспособный механизм продолжения конфликта. А для этого нужны соответствующие компоненты. Таковыми, если посмотреть на ситуацию в целом, являются:
- армянское население карабахской зоны, которая находится под временной ответственностью российских сил по поддержанию мира;
- межгосударственная граница между Арменией и Азербайджаном;
- и коммуникации.
Вот три компонента, на основании которых можно сформатировать продолжающийся и пригодный для использования механизм управления.
Возьмем один из них – карабахскую зону, находящуюся под временным контролем сил по поддержанию мира. Проживающее там население, осознавая всю нестабильность своего положения – особенно в контексте желания внешних сил играть их судьбами – просто уезжает оттуда.
Вопрос стоит достаточно серьезно - любой глава семейства, конечно, хочет, чтобы его дети росли в безопасности, там, где у них будет нормальное будущее, где они будут учиться, найдут работу и т.д. Зона конфликта, где живут армяне, таковой не является, несмотря на какие-то гуманитарные проекты, скажем, на людей в форме МЧС России, чинящих крыши домов, на машины, подвозящих воду, и т.п. Такое выражение вселенской заботы о них напоминает некий фарс.
Да и сами они прекрасно понимают, что все эти действия – пропагандистские, а не сутевые. Они осознают, что эта территория в ближайшем будущем должна стать частью Азербайджанского государства, что там должны работать законы Азербайджана. И тут перед ними встает выбор: либо они должны быть готовы к этому и остаться, либо должны уезжать. Других вариантов здесь быть не может.
Оставаться и продолжать «борьбу», снова имитируя марионеточное «государственное образование» - уже неинтересно. Кстати, люди уезжали оттуда и задолго до войны – мы с вами неоднократно об этом говорили.
Поэтому в данном случае тема, которую кто-то намерен использовать в качестве системы конфликтного управления - она сама по себе отмирает, поскольку там имеет место катастрофический отток населения. Катастрофичен он для этих самых сил, потому что люди уезжают, чтобы где-то обустроиться и спокойно жить, а не быть пешками в чужих политических играх.
Причем, обратите внимание, очень важно, что все это происходит именно в ситуации, при которой нельзя обвинить Азербайджан. Да, там много людей жалуется, например, на отсутствие воды или чего-то еще. Но Азербайджан к этому никак не причастен. И это - очень важное обстоятельство, которое не дает нашим противникам использовать свои пропагандистские ресурсы для нападок на Азербайджан. И также не дает возможности создавать какие-то провокации. А мы хорошо знаем, что в армянской политической практике провокации против самих себя, представителей своего народа – очень распространенный метод. Вспомним армянина Григоряна, который громче всех кричал в Сумгайыте: «Давайте убивать армян!», и т.п.
Надо понимать, что желающих повторить такой сценарий много. Но сегодня ответственность за так называемую безопасность армян несут российские силы по поддержанию мира, и Азербайджан ни в чем обвинить невозможно. И это - тоже обстоятельство, которое, думаю, мы должны по-новому оценить.
Естественно, все кто очень хочет продолжать использовать вот эту конфликтную ситуацию для управления регионом, начинают думать о том, что же делать в дальнейшем. К примеру, как я предполагаю, о переносе конфликта из нынешней зоны в зону армяно-азербайджанской государственной границы. Это тоже достаточная тема для того, чтобы манипулируя ею, продолжать воздействовать на ситуацию в регионе. Или, скажем, тематика Зангезурского коридора – здесь тоже достаточно оснований для того чтобы создать какую-то «минскую группу по решению проблемы».
Тем более что все перечисленные мной сценарии – они более дешевые для реализации. Они не требуют больших расходов – на содержание большого контингента миротворцев, строительство там домов, подвоз воды и т.д. Так что, трансформация ситуации видится именно в этом направлении.
И, конечно, сохраняется опасность традиционных провокаций по «сумгайытскому сценарию» – когда в угоду интересам разжигается ситуация для возобновления боевых действий в карабахской зоне - с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить подключение каких-то других международных структур и т.д. Такой расклад тоже не исключается.
Вот примерно такой обзор того, что могут предпринять силы, которые хотели бы продолжать управлять регионом посредством механизма конфликтного управления. Предполагать, что они перестанут хотеть использовать конфликтное управление, то есть, в них вдруг «проснется совесть» и они устремятся к справедливости, - я пока не вижу оснований. Но то что они захотят управлять регионом в дальнейшем – это несомненно. И следует подумать над тем, в какую сторону они пойдут.
Катастрофический отток населения из Карабаха означает только одно – там уже не будет «объекта» для конфликта. Если уже сегодня количество оставшихся в Карабахе армян называется в 25 000 человек, то я уверен, что за предстоящие осень-зиму от этого числа останется половина. И, давайте говорить откровенно - что там могут делать те же 25 000 человек? Называть друг друга «министром обороны», «министром просвещения», или играть в еще какие-то игры? Все это смешно.
А что делать обычным людям, живущим в горных селах? Их толкают на то чтобы продолжать конфронтацию с азербайджанцами, но они понимают, что это бессмысленно. Вот такая безысходность складывается.
Поэтому было бы хорошо, если их патриотичная - не на словах, а на деле - элита начала бы искать контакты с азербайджанским руководством на предмет того, каким образом выстраивать ситуацию для того чтобы остаться жить на этой территории. Но мы видим, что этого нет, напротив, звучат какие-то фантастические лозунги о том, какие они «неимоверные воины» и как они «потом возьмут реванш». Все это, конечно, несерьезно, и говорит о том, насколько они далеки от реалий. Но очевидно, кому-то весьма выгодно использовать их такие нереалистичные взгляды на ситуацию.
- В своем прогнозе вы не исключаете и провоцирование армянами возобновления масштабных боевых действий. Если учесть, что армянская армия была полностью разбита в войне, то на что, по-вашему, они рассчитывают?
- Допустимость такого сценария зависит от авантюризма этих людей. И в этих планах российские миротворцы для них - недостаточный компонент. То есть, они мало уверены в том, что все сложится именно так, как им захочется. Сегодня мы видим и реверансы, и заверения, что миротворцы не уйдут через пять лет… Хотя понятно, что миротворцы и всех этих пяти лет могут не «досидеть». Держать такой контингент ради 20 000 человек нет смысла, это теряет всякое значение. Азербайджан все равно проводит свою политику, пока обживая освобожденные земли, строя там инфраструктуру, дороги. У него пока есть работа вне этой зоны.
И когда мы будем достаточно уверенно чувствовать себя на этих территориях, вот тогда, думаю, наступит черед нашей активной политики в отношении той самой зоны временного размещения миротворцев.
И там это прекрасно понимают. Поэтому им хочется каким-то образом прервать этот процесс. А прервать они могут традиционным для себя способом – приношением в жертву своих соотечественников. И тогда они начнут вопить о «гуманитарной катастрофе», об «этнической чистке», и все это вынести на уровень, скажем, ООН.
Они понимают, что эти их действия будут поддержаны западными игроками – Францией и США. Потому что в этом случае карты уже будут перемешаны, и будет сформатирована новая ситуация. Поэтому я и пишу в своем статусе об операции не по «поддержанию мира», а по «принуждению к миру», или «гуманитарной интервенции».
Они надеются, что в таком российско-западном противостоянии Россия будет вынуждена подключиться к этому сценарию с тем, чтобы сохранить свои позиции. В этом и состоит их расчет – крича о том, что в Карабахе чуть ли не «повторяется Руанда», добиться резолюции Совета Безопасности ООН, введения войск, и под этим видом добиться того чтобы все, кто отдалился от региона, вернулись туда с новой ролью. Причем с ролью не миротворцев, а сил, «принуждающих к миру» с тем, чтобы фактически отнять суверенитет Азербайджана над этой территорией. Вот о таких провокациях, которые они могут предпринять, и идет речь.
Мы также должны не исключать того, что и в России определенные проармянские силы могут идти по этому сценарию. Не надо забывать о том, что достаточно многие в России, в том числе, и в МИД РФ, говорят о необходимости «возобновления работы Минской группы», «рассмотрения статуса» и т.д. Такую лексику мы слышим, и она означает только одно: что Россия должна выйти из тандема с Турцией, и перейти в эту самую Минскую группу, чего, собственно, и хотят армяне. То есть, примерные расчеты здесь просты – можно легко увидеть, кто чего хочет.
- Как вы считаете, какие шаги в такой ситуации стоит предпринять Азербайджану?
- Думаю, что Азербайджан должен очень серьезно начать работать с операцией по поддержанию мира, с ее новым руководством. Например, я считаю, что для того чтобы значительно укрепить наши позиции, мы должны взять под контроль Лачинский коридор, точнее, границу.
Дело в том, что предназначение сил по поддержанию мира – обеспечивать безопасность. Но нигде в мире эти силы не осуществляют функций пограничной и таможенной служб принимающего государства.
Это означает одно – Азербайджан пока, в соответствии с договоренностями, соглашается с тем, что за ними функции обеспечения безопасности – наличие там патрульной службы и т.д. Но на въезде на территорию Азербайджана должны функционировать наши Пограничная и Таможенная службы, которые будут обеспечивать законы Азербайджана, связанные с границей. Думаю, что мы должны вести работу в этом направлении с российской миротворческой миссией. Полагаю, что новое руководство миссии и те, кто с ним контактирует, должны начать работу с серьезного обсуждения того, что и как делать в дальнейшем. Потому что в Москве тоже должны хорошо понимать, что будет в будущем, если ситуация станет развиваться по тому сценарию, о котором мы говорили выше.
- Такой контроль Азербайджаном решает в то же время проблему незаконного въезда в Карабах иранских фур…
- И иранских фур, и французских парламентариев, и разного рода контрабандистов, и туристов из Африки и т.п.