Армения на перепутье
«Эйвазлизация» или «лачинизация» Зангезурского коридора? Использует ли Ереван свой последний шанс?
Прошедшая неделя оказалась богатой на сенсации в вопросе Зангезурского коридора. Вице-премьер Армении Мгер Григорян, пребывая, очевидно, под впечатлением от брюссельского заявления Президента Ильхама Алиева, анонсировал в субботу о планах его страны по восстановлению 45-километровой железной дороги, «ведущей в Азербайджан». Он, правда, не уточнил, о каком участке идет речь.
Но раз уж им было использовано слово «восстановление», а не «строительство», то, очевидно, речь шла об участке, который когда-то существовал. А какие в прежние годы существовали железнодорожные пересечения между Арменией и Азербайджаном, которые можно было бы сегодня восстановить?
Из Араздяйяна до Садарака полотно, требующее восстановления, по длине равно нескольким стам метрам. Очевидно, армянский вице-премьер имел в виду не его. Далеко не 45-километровой по длине до своего демонтажа была также ветка из Кафана до Миндживана, которая в былые годы доставляла пассажиров, в основном жителей Армянской ССР, из Еревана через Нахчыван, Мегри и Миндживан до этого зангезурского города. Поэтому вряд ли вице-премьер имел в виду кафанский участок. Есть еще Мегринский перегон между Ордубадом и Агбендом, который по длине более или менее приближается к упомянутому Григоряном километражу. Наконец была железнодорожная ветка из Дилижана до азербайджанской границы через Иджеван. В настоящее время она, как и вся экономика Армении, находится в запущенном состоянии, пассажирских перевозок по ней не осуществляется, до Дилижана эпизодически курсируют грузовые поезда, но не дальше. В связи с частыми оползнями и обвалами участок Дилижан - Иджеван полностью закрыт, контактная сеть на участке почти полностью снята и разворована. С 2012 года прекращено движение грузовых поездов через Памбакский (Меградзорский) тоннель. Некоторое время назад Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД) рассматривала движение пригородных электропоездов на Иджеван и Дилижан, но идея так и осталась неосуществленной.
Выходит, вице-премьер Армении имел в виду либо этот участок, либо же Мегринский. Беглый взгляд на карту железнодорожной сети Армении позволяет заметить, что длина двух участков примерно одинаковая, поэтому от Григоряна не мешало бы услышать уточнение.
Но даже не это важно. Какой бы участок ни имел вице-премьер в виду, понимает ли он и его руководство, что любые инвестиции его страны в восстановление железнодорожных веток в сторону Азербайджана абсолютно бессмысленны, пока в Ереване не придут к пониманию аксиомального факта: Армения останется в транспортной изоляции и не выйдет из многолетнего и губительного для ее экономики тупика, пока не согласится на «лачинизацию» 46-километрового Мегринского участка коммуникационного коридора Араздяйян/Ерасх - Джульфа – Ордубад - Мегри - Агбенд - Горадиз. Если в Армении не смирятся с идеей свободного, беспошлинного, бестаможенного, одним словом, сквозного проезда товаров и грузов в обоих направлениях, а будут настаивать на установке армянских паспортно-таможенных постов, то, как предупредил Президент Ильхам Алиев с подиума для брифингов в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, на въезде в Лачинский район Азербайджана, скорее всего в Забухе появятся посты, аналогичные тем, что уже функционируют на участке Эйвазлы - Чайземи автодороги Горис - Кафан.
Теперь впору бы смоделировать наиболее вероятный сценарий дальнейших процессов на случай, если Армения не отойдет от мечты установить посты на Зангезурском (не) коридоре. То есть стоит вопрос: будет ли Мегринский участок «эйвазлизирован» или «лачинизирован»?
Строительство дорог из Горадиза по освобожденным приграничным с Ираном территориям до армянской границы завершится, как анонсировал Президент Ильхам Алиев, к концу 2023 года. Допустим, Армения к тому времени тоже закончит строительство дорог на своей территории. И вот наступает торжественный момент соединения дорожных полотен. Столы накрыты, фанфары готовы, но вдруг выясняется, что армянская сторона, помимо затрат на саму дорогу, не «поскупилась» еще и на установку таможенных постов. К чему это приведет?
Тут не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать дальнейший ход событий. На въезде в Лачинский коридор вмиг появится азербайджанский пост. «Лавочка», которой пользовались армяне с мая 1992 года, закроется. В Ереване, разумеется, сразу же поднимут шум, мол, как это так, почему Баку «нарушил» договоренности и перекрыл Лачинский коридор. В ответ на что услышат контрдовод: мол, первой условия трехстороннего договора нарушила сама Армения, не обеспечив БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО (ключевое слово в пункте 9 трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года) движения грузов и людей между материковой частью Азербайджана и его Нахчыванской автономией, а, напротив, создав эти препятствия в виде постов. Вновь зазвучит старая «шарманка» о наличии в документе фразы «Лачинский коридор» и отсутствии слова «коридор» в девятом пункте, будто наличие или отсутствие этого слова что-то меняет, а само слово «исключает» установку всяких КПП. Естественно, Еревану напомнят, что в теории международных отношений и вообще в международном праве отсутствует определение термина «коридор» вместе с его атрибутами, тем более в трактовке, которая услаждала бы армянский слух. Будет также замечено, что такие известные транснациональные транспортные коридоры (именно коридоры), как TRACECA, CPEC, BCIM, INSTC вовсе не подразумевают отсутствие таможенно-пограничных постов, проверок и сборов на всем их протяжении и в особенности на государственных границах, несмотря на наличие в их названиях слова «коридор». В Ереване наконец должны смириться с фактом: фраза «Лачинский коридор» вовсе не исключает появления на его въезде азербайджанских постов.
Таким образом, в день стыковки армянских и азербайджанских железнодорожных и автомобильных полотен в двух концах Мегринского «перешейка» в случае обнаружения на въезде и выезде из Армении контрольно-пропускных постов этого государства последует зеркальный ответ Баку - КПП появятся в Забухе, что немедленно отразится на судьбе армяноязычного населения, проживающего в зоне контроля РМК, временно дислоцированного в Карабахском экономическом регионе Азербайджанской Республики. С того самого момента любой визит родственников из Армении или другого государства будет возможен лишь с предъявления азербайджанским пограничникам загранпаспорта с действительной въездной азербайджанской визой, полученной в одном из консульств Азербайджанской Республики. А любая поездка самих карабахских армян за пределы Азербайджана будет сопряжена с приобретением ими азербайджанского загранпаспорта либо же по предъявлению загранпаспорта другого государства, но с оформленным должным образом через Службу миграции видом на жительство в Азербайджанской Республике. Закон есть закон!
Хоть и преждевременно об этом говорить, но у азербайджанской стороны есть законное и суверенное право не только устанавливать аналогичные КПП в Забухе, но и вовсе закрыть границу, предложив армянскому населению Карабахского экономического региона и гостям из соседней страны пользоваться услугами международных аэропортов Гянджи, Физули, а также воздушной гаванью Гейдар Алиев. Или же к их услугам открыт альтернативный автомобильный маршрут в Армению через легендарный «Красный мост» на азербайджано-грузинской границе. Игра, как говорится, должна вестись по правилам, честно и прозрачно, раз уж Армения так ревностно относится к «суверенитету».
Как это отразится на численности армянского населения в миротворческой зоне Карабахского региона, можно только предположить, причем с большой долей вероятности и без особых намеков.
Но если оставить в стороне демографические последствия и вернуться к транспортно-коммуникационному контексту, то следующий вопрос, который неизбежно возникает после появления постов в Забухе и на двух концах Зангезурского коридора (вместо их устранения), - деблокизация тех самых транспортных коммуникаций. А с чего бы вообще Азербайджану забивать свою голову этим занятием? В чем смысл? Ведь Азербайджан не имеет никаких проблем с выходом в Грузию, Турцию, Россию, Иран и даже западно-каспийские прибрежные страны - Туркменистан и Казахстан. Единственная проблема, которую создал для Азербайджана многолетний армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, - это прерванная с советских времен прямая сухопутная связь с Нахчываном. Все! Других сложностей у Азербайджана не было. А у Армении были и остаются закрытыми границы с Турцией (и вряд ли они откроются после продолжающегося ее упрямства в вопросе Зангезурского коридора); отсутствует железнодорожная связь с Ираном, автомобильная связь через Зангезур, особенно после введения платы за проезд на участке Эйвазлы - Чайземи весьма проблематична и труднопроходима в зимнее время и дождливую погоду; отсутствует железнодорожное сообщение с Россией по причине закрытия абхазского участка, а автомобильная связь через перевал Верхний Ларс не менее проблематична, чем таковая через Татев.
Надо понимать, что разблокирование транспортных коммуникаций нужно скорее Армении, чем Азербайджану. И если уж Ереван не открывает беспрепятственного проезда из азербайджанского пункта «А» в азербайджанский пункт «Б» через армянский Мегринский участок, то какой смысл для Баку создавать для Армении такие преференции, как устранение всех тех транспортно-коммуникационных проблем, которые у нее появились и имелись все эти последние несколько десятков лет (кстати, не по вине Азербайджана)? Если хотите счастья, то дайте ту малость, тот пустяк, который просим мы: правовой режим в Зангезуре, симметричный оному в Лачине, тем более, что в первом случае речь идет о связи между двумя частями Азербайджана, а во втором - между Арменией и частью Азербайджана. Даже в этом имеется определенный дисбаланс, не говоря уже о том, что не может и не должна страна-капитулянт капризничать и получать больше преференций, чем государство-победитель.
Если Армения будет продолжать проявлять упрямство, то, во-первых, она потеряет свободный проезд в Карабах, а, во-вторых, у Азербайджана отпадет всякий интерес решать для Армении ее же проблемы. Тем более что, как уже было отмечено, других проблем, кроме как проезд в Нахчыван, у нас нет. Но ведь и в Нахчыван мы все эти годы как-то ездили. Через Иран с одной стороны и через Грузию и Турцию - с другой. Дорога была длинная, но разве стоит из-за нежелания устранять неудобства для Азербайджана отказываться от такого уникального шанса разрешить собственные проблемы и открыть перед собой столько новых перспектив? Не лучше ли просить у Бога такую же корову как у соседа, чем компенсировать отсутствие собственной коровы просьбой к Богу умертвить соседскую? В этом ли счастье?
Не будет никакого развития в регионе, если Армения не согласится выполнять взятые на себя обязательства, а вместо этого продолжит «ковыряться» в тексте в поисках не тех ключевых слов и по-своему интерпретировать те или иные термины. Появление поста в Забухе в одночасье лишит Армению открытия коммуникаций, она останется в изоляции, население будет уезжать, причем не только из страны, но и из миротворческой зоны Карабаха. А Азербайджан-то уж точно найдет, как ездить в Нахчыван. Ездили ведь раньше. Если раньше был автомобильный путь из Билясувара в Джульфу через территорию Ирана, то к 2023 году, когда завершится строительство автотрассы до Агбенда, можно будет подумать о строительстве новых железнодорожных и автомобильных мостов через приграничную реку со всеми последствиями. А кое-где уж точно будут не против дополнительных статей дохода в государственную казну, особенно в условиях международных санкций. В конце концов, не лучше ли платить те же сборы в пользу южного соседа, с которым налажено сотрудничество во многих областях?
Азербайджан, конечно, найдет выход из новой ситуации в случае возможного нежелания Еревана отказаться от изоляционизма. Но выйдет ли из тупика Армения? Однозначно, нет! Да еще и Лачинскую дорогу «в пути» потеряет, как потеряла когда-то в погоне за гораздо бóльшим предложенную для ее карабахских сородичей широкую автономию.
Таков наиболее вероятный сценарий дальнейших процессов. Кто окажется в большем проигрыше, гадать не приходится. Единственное, о чем можно гадать, - это проявит ли армянское руководство трезвый расчет или так и останется в плену своих фобий?
С нашей же стороны работа идет в режиме 24/7, и вложенные инвестиции уж точно не окажутся выкинутыми на ветер. Еще не поздно, Армения тоже может подключиться к выгодам, которые принесут эти инвестиции.
Источник: «Бакинский рабочий»