Фархад Мамедов о ситуации в Армении: Пашинян ходит по очень тонкому лезвию
В Армении не стихают антивластные протесты – пока не особенно многочисленные, но регулярные и достаточно интенсивные.
Сегодня акции гражданского неповиновения будут продолжены, об этом, по сообщениям армянских СМИ, объявило оппозиционное движение «Сопротивление». Одновременно будет совершен автопробег.
Кстати, такой новый для себя метод политической борьбы, как автопробег, армянские оппозиционеры осуществляют весьма оригинальным способом, например, избиением пожилых людей, как это произошло вчера в Гюмри.
Серьезность своих намерений оппозиция подкрепила призывом к зарубежным дипломатам донести до руководства своих стран месседж о том, что премьер-министр Никол Пашинян больше не представляет Армению и армянский народ.
Несмотря на очередной всплеск безумного реваншизма, в Армении мало-помалу пробиваются ростки здравого смысла: группа представителей армянской интеллигенции вчера выступила с заявлением, призывающим к установлению полноценного мира с Азербайджаном.
Свое мнение о сегодняшних процессах в Армении в интервью 1news.az высказал один из видных азербайджанских политических аналитиков Фархад Мамедов.
- Пока армянская оппозиция – хотя и малочисленная, но может поддерживать взятый темп. Она не набирает критическое число людей, необходимое для того чтобы парализовать столицу, органы государственной власти, но то количество, что у них есть – оно заряженное, причем не только идеями «миацума», но и деньгами.
Со своей стороны, власти, хотя и проводят определенные задержания, но при этом не включают судебную систему. Потому что если, скажем, примерно 200-250 активистов арестовать на 10 суток, то возможно, движение пойдет на спад. Но власти на это не идут.
Вообще, Пашинян действует не так, как мы привыкли за эти 4 года. Он практически не выступает, хотя раньше использовал любой повод для того чтобы выйти в прямой эфир в Facebook, обратиться к своим сторонникам и, как говорится, схлестнуться с оппозицией «стенка на стенку». До сих пор он обычно традиционно встречался со своей фракцией в парламенте, инструктировал ее и т.д. Сейчас мы этого не видим, хотя СНБ Армении, полиция уже несколько дней говорили о возможных провокациях, вплоть до применения оружия.
Исходя из сегодняшнего поведения армянского премьера, возникает ощущение, что «спрятался».
В контексте взаимоотношений с Азербайджаном
Можно предположить и то, что Пашинян использует тему внутренних процессов, оставляет все в подвешенном состоянии с тем, чтобы не идти на реализацию достигнутых договоренностей с Азербайджаном.
Все предложения Армении по мирному процессу (с которыми выступал как секретарь Совета безопасности Армен Григорян, так и посол по особым поручениям, лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян) – все это можно было делать в рамках переговоров.
То есть, говорить о том, что «ни одна карта не имеет юридической силы, а наш анклав имеет юридическую силу» - можно было и после создания комиссии.
Какой смысл читать монологи и поднимать эту тему сейчас. Хотите обсуждать вопрос? Создайте сначала комиссию, о чем, собственно, и была достигнута договоренность.
Можно предположить, что Пашинян, демонстрируя активность оппозиции - мол, общественное мнение - и не предпринимая пока никаких действий, просто оттягивает принятие решений. И все это наводит на мысль о том, что он просто использует эту внутреннюю ситуацию, что она ему на руку.
И последнее – это российский фактор.
Вспомним: после приезда из Брюсселя Пашинян заявил о согласии с 5 базовыми принципами Азербайджана.
А в Брюсселе было принято решение о создании совместной комиссии по делимитации, и рабочей группы по разработке мирного договора. К тому же, был зафиксирован мандат комиссии по делимитации – он должен включать как непосредственно делимитацию границы, так и обеспечение безопасной ситуации вдоль линии границы и вблизи нее.
И это, в принципе - вместе с обязательством Азербайджана не применять силу в одностороннем порядке - очень нужный, необходимый для Армении, элемент.
Но после визита Пашиняна в Москву, где, как я понимаю, ему объяснили, что в этих группах не прописывается мандат российского миротворческого контингента – армянская сторона заговорила о своих «шести принципах».
В частности, это вопросы т.н. «статуса» и «обеспечения безопасности армян Карабаха». И здесь мы видим такое, можно сказать, предусловие армянской стороны - мол, «статус» можно обсуждать, а на данном этапе нужно определить мандат и новые сроки пребывания российских миротворцев в Карабахе.
Но они прекрасно понимают, что Азербайджан на это не пойдет. И поэтому в переговорном процессе сложилась патовая ситуация.
Кстати, в эту же логику укладывается и активность оппозиции. Именно пророссийская оппозиция поднимает и актуализирует эту тему в Армении.
И единственным гарантом при том раскладе выступает Россия.
Ей, конечно, выгодно, что единственной действенной альтернативой Пашиняну является пророссийские силы. Хотя он и сам, возможно, не желая этого, в добровольно-принудительном порядке принимает российские инициативы.
Здесь надо вспомнить о том, как после всех своих телодвижений в Брюсселе, Пашинян поехал в Москву и принял российскую повестку.
То есть, сегодня фактически все политическое поле Армении (кроме национально-демократического полюса) разделяет российскую повестку в отношении текущих процессов.
«Шесть принципов» Армении
Четыре из них, как было заявлено - это реакция на 5 базовых принципов Азербайджана. Что касается оставшихся двух, то по умолчанию можно понять, что это и есть те самые вопросы «статуса» и «безопасности армян Карабаха».
А «обеспечение безопасности» подразумевает удлинение на неопределенный срок присутствие там российского миротворческого контингента.
Конечно, Азербайджан все это отсекает.
Не надо забывать: единственный документ на сегодня, в котором прописаны сроки пребывания и обязанности РМК – это трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года.
И единственная обязанность РМК, прописанная в этом документе – это обеспечение безопасности Лачинского коридора.
Поэтому официальная формулировка азербайджанской стороны - это зона временного пребывания, а не «зона ответственности», потому что ответственность должна быть прописана в мандате, которого нет.
Поэтому неверно говорить о «зоне ответственности миротворцев». Единственная зона ответственности миротворцев – это Лачинский коридор.
Подчеркну еще раз: ни в одном документе - ни в трех заявлениях с российским посредничеством, ни в двух с брюссельским - нет элементов «статуса» или «безопасности армян Карабаха». Везде говорится только о межгосударственных отношениях между Азербайджаном и Арменией.
Думаю, сейчас Азербайджан через посредников должен довести до Армении, что есть юридические обязательства, под которыми она подписалась.
Но ни по одному из них – ни по Зангезурскому коридору, ни по границе, ни по мирному договору – нет прогресса.
И еще Баку должен напомнить через посредников о дедлайнах. По договоренностям с российской стороной, два месяца отводилось на решение вопросов разблокировки коммуникаций, а по договоренностям с европейской – до конца апреля должно было состояться заседание совместной пограничной комиссии.
Эти дедлайны все еще не реализованы по вине армянской стороны.
И если посредники действительно хотят мира, то они должны повлиять на Армению, задействовать механизмы - у России это элемент обеспечения безопасности, у европейцев – финансовый пакет в 2,8 млрд евро.
В противном случае, Азербайджан будет все решать в одностороннем порядке.
Об этом говорил Президент Ильхам Алиев – если армянская сторона не предоставит географические координаты Зангезурского коридора, автодороги, то Азербайджан тоже вправе освободить себя от обязательств по другим пунктам трехстороннего заявления. И я думаю, что здесь имеется в виду Лачинский коридор.
Способна ли оппозиция добиться ухода Пашиняна?
Если Пашинян будет так бездействовать и не предпримет ответных мер еще некоторое время, то какую-то волну оппозиция соберет. Еще и потому, что произойдет неминуемый раскол в правящей элите.
Повлиять на ситуацию могут те же третьи стороны, в то же время нельзя исключать вероятность террора – мы знаем, что в истории Армении есть такая практика. Возможно все.
Но Пашинян – непредсказуемый политик, эта непредсказуемость – его «фишка». Непонятно, чего он хочет: чтобы оппозиционное движение «выдохлось», или использовать его в собственных интересах? Но здесь Пашинян должен понимать и то, что сейчас он ходит по очень тонкому лезвию.
Надо учитывать и то, что в противовес оппозиции, в Армении есть люди – вспомним вчерашний призыв армянской интеллигенции – которые понимают, что альтернатива миру – это силовой сценарий. И что у Азербайджана на такой сценарий есть все ресурсы.