Менять наш маленький часовой мир - захватывающая работа
Антуан Пан, руководитель часового направления Bulgari
В Женеве с большим успехом в четвертый раз прошел новый часовой салон Geneva Watch Days. В этом году на нем выступили 39 марок, к которым в гости приехали 1500 профессионалов индустрии - часовщики, журналисты, ритейлеры и коллекционеры. Среди основателей и деятельных участников GWD c 2020 года у Bulgari особая роль. Руководитель часового направления Bulgari Антуан Пан имеет и «общественную нагрузку». Он – президент Ассоциации Geneva Watch Days и принимает деятельное участие в их организации.
– Вы - опытный часовщик и менеджер, работали в таких важных марках, как Zenith и TAG Heuer, представляли TAG Heuer в Британии и Японии, а потом руководили Bulgari в Китае. Вы участвовали во многих традиционных часовых салонах, но никогда их не организовывали. Почему вы за это взялись? Чем привлекли вас Geneva Watch Days?
– Наш салон родился в 2020 году в качестве ответа на ситуацию, когда два «кита» - Baselworld и SIHH - отменились из-за эпидемии. Часовая промышленность рисковала «остаться на второй год». Чтобы избежать этого, мы изобрели новую выставку - гибкую и децентрализованную, без общих выставочных залов, без дирекции и бешеных затрат.
– Встречи без правил? Скорее фестиваль, чем салон?
– Если хотите. Каждый бренд выбирает тот формат показа, который ему более подходит, и место, где он хочет встречаться со своими гостями - в своем женевском бутике, в снятом на время салона номере отеля или на своей мануфактуре. В случае изменения мировой экономической ситуации можно перенести даты выставки почти без затрат – напомню, что главным объектом спора, погубившего после форс-мажорной отмены самый старый и знаменитый швейцарский салон Baselworld, был возврат миллионных авансов на организацию выставки. У нас минимальный входной взнос – 10 000 франков и полная свобода действий – в рамках дружеских соглашений. Идеальный формат, недаром выставка только и делает, что растет.
– Вам удается контролировать рост?
– Мы начинали с 15 брендов, теперь их 39. Это не значит, что у организаторов нет проблем, кроме заказа цветов и шампанского. Если однажды нас станет вдвое больше, честно сказать, я просто не знаю, как мы с таким количеством справимся.
– Вы - идеальный руководитель часовой программы для Bulgari, потому что в вашем послужном списке есть и ювелирные марки, например, французская Boucheron. У Bulgari огромная ювелирная история, а теперь слагается и славная часовая. Как происходит сотрудничество часовщиков и ювелиров? Не тянет ли каждый одеяло на себя?
– Разумеется, каждое подразделение считает себя самым-самым главным. У ювелиров есть право первородства, они создают самые прекрасные и самые дорогие из шедевров Bulgari. Снимаем шляпу. Но и часовщики, особенно в последние десятилетия, заставили говорить о себе, уверенно подняв марку на мировой пьедестал часовых достижений.
– Назовите хотя бы несколько.
– Прежде всего, наши сверхтонкие часы Octo Finissimo, которые поставили 8 абсолютных рекордов тонкости и собрали более шести десятков наград, в том числе и престижную «Золотую стрелку» на Женевском часовом Гран-при. И это не просто часы для рекордов, сделанные раз и напоказ, это серийно выпускаемые модели, сложные и разнообразные.
– На Geneva Watch Days у вас целых два Octo Finissimo. Чем они интересны?
– Обе модели были отмечены на Женевском часовом Гран-при. Вечный календарь Octo Finissimo Perpetual Calendar два года назад принес нам «Золотую стрелку». А часы с автоподзаводом Octo Finissimo Automatic были признаны в 2017 году лучшими мужскими часами. Но в этом году мы прибавили к техническим достоинствам их механизмов особенный новый материал корпуса - углеродное волокно с включенными в него нитями золота. Это большая новость и большой успех не только наших технологов, но и, конечно, наших дизайнеров во главе с Фабрицио Буонамассой.
– Среди механизмов Bulgari есть не только «самые тонкие» Finissimo, но и «самые маленькие» Piccolissimo. Это тоже рекорд?
– Наш Piccolissimo, точнее, BVL100, имеет высоту 2,5 мм и 12,30 мм в диаметре. Он весит всего 1,3 грамма. Это самые маленькие круглые часы, доступные сегодня на рынке. Не самые маленькие в истории — все же мы хотели дать им хороший запас хода в 32 часа и высокую надежность. Но в любом случае это первый в новом веке миниатюрный механизм, специально разработанный для женских часов, в которых раньше устанавливали только кварц. Подобно Finissimo, он важен для нас не только сам по себе, но и как пропуск в мир миниатюрных ювелирных моделей, которые мы можем теперь оснащать механикой.
– Стоит ли ожидать развития и модернизации этих двух удивительных часовых «моторов» путем добавления к ним новых модулей?
– Мне кажется, вы спешите точно так же, как спешат наши дизайнеры, которым не терпится воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет Piccolissimo. Нам, часовщикам, приходится их призывать к терпению. Но в этом году Фабрицио Буонамасса уговорил нас сделать на базе Piccolissimo удивительные часы Monete Catene Dual Time с двойным механизмом. Здесь нет дополнительных модулей второго часового пояса. Одно время отображает первый Piccolissimo, другое время – расположенный рядом второй. Их миниатюрные размеры позволили их соединить в одном браслете на цепочках-«катене».
– Два года назад, представляя ваш Piccolissimo, вы сравнивали его размер с монеткой. Вы уже тогда думали о том, что он будет использован в вашей линии Monete?
– Monete – культовая линия Bulgari. Она родилась благодаря гению Никола Булгари, который решил в 1960-х годах делать для своих клиентов украшения и часы на основе античных монет. Поэтому здесь обращение к Piccolissimo было, мне кажется, естественным. Над циферблатами «двойной» Monete Catene Dual Time установлены два римских денария. На одном – император Септимий Север, на другом – его жена Юлия Домна. А в «одиночной» модели Monete Catene красуется серебряный денарий с изображением императора Каракаллы. Это третий персонаж нашей «императорской саги». На то мы и римская марка.
– Помнится, в Риме вы говорили мне о том, что использование Piccolissimo вместо кварца экологично. Вы объясняли, что неправильно делать кварцевыми часы, которые будут надеваться лишь по торжественным случаям. Стоит ли выпускать электронный механизм, для которого используются редкоземельные металлы и который устареет через 20 лет? Я восхищенно кивал, а вот теперь узнаю, что вы предлагаете в пару к механике и сходный по размерам кварц. Как же так?
– Это другая сторона нашей заботы об устойчивом развитии. Мы продаем часы с механическим Piccolissimo, ну а клиент может, в дополнение к механике, приобрести кварц. Во-первых, это позволяет нам не задумываться над вопросом, который всегда возникает при разработке новой модели: что ставим, кварц или механику? Мы предлагаем оба варианта в виде модуля одинакового размера, что позволяет нам, кстати, провести настоящее исследование рынка и не множить зря варианты моделей. Вместо того, чтобы идти к безальтернативной механике, стоит сохранять в качестве дополнения кварц, многие клиенты ему верны. Когда его совсем разлюбят, тогда и мы от него откажемся.
– Вы верите в то, что мыслимо найти замену кварцу?
– Это то, о чем я сейчас постоянно думаю. С новыми материалами, новой техникой производства, компьютерным проектированием механика несомненно сможет соперничать с кварцем. Точность хода в десятую долю секунды уже достигнута, сотую долю умеют отмерять концептуальные модели. Мы не могли такого представить 20 лет назад, но сейчас на рынке есть турбийоны с сотнями часов резерва хода. Если добавить автоматический подзавод, который заменяет батарейку, вы можете, оставив часы, уехать на три недели в отпуск и, вернувшись, найти их еще на ходу. Мы не можем изменить вселенную, но менять наш маленький часовой мир - захватывающая работа.
– Долго ли у владельцев ваших новых Serpenti Misteriosi будет дополнительный выбор между Piccolissimo и кварцем?
– Они могут купить только механику или дополнить механику кварцем, замена калибра в змеиной «головке» – мгновенное дело, тут не нужен часовщик. Это наш дополнительный вклад в совершенство культовой линии Bulgari. И, кстати, на ваш вопрос о том, что лучше представляет марку, украшения или часы, вполне способны ответить Serpenti. Змеи Serpenti – на наших браслетах, на наших часах, на наших сумочках, на витражах в наших отелях. Это исходно часовая линия, но она символ Bulgari и символ женственности – мало какие женские часы пользуются в мире такой популярностью.
– Вы уверенно говорите «женские часы». А как вы относитесь к модной сейчас идее производить часы «унисекс», которые заранее рассчитаны на всех -- без различия пола.
– Я скептически отношусь к такой моде и особенно не люблю ее английское определение «Genderless». Это по сути отказ от разницы, от многообразия, которые украшают мир. Не стоит обманываться, бороться надо не с разницей гендеров, а с их дискриминацией. Bulgari делает выдающиеся женские и выдающиеся мужские часы. Это данность, а далее вступает в силу право выбора – никто не говорит, что женщинам не могут нравиться наши минималистичные Octo, а мужчинам надо запретить наши браслеты Serpenti. Главное, чтобы и те, и другие рождали страсть, были бы по-настоящему притягательны, «сексуальны», а не асексуальны и скучны.
Алексей Тарханов, специально для 1news.az
Женева-Париж