Очередная армянская фальсификация истории Баку
Автор: Тофик Рафиев
По всей видимости, армяне пытаются доказать себе, что Баку – это «армянский город» и для этой цели даже издают книги, в частности, «Армяне и Баку» Хачатура Дадаяна и «Армянский Баку» Александра Григоряна.
Так, в 2019 г. в издательском доме «Спюрк» (Нью-Йорк – Санкт-Петербург) увидела свет книга Александра Григоряна «Армянский Баку». Автор, много лет специализирующийся на спортивной тематике, собственный корреспондент и колумнист армянской газеты «Ноев Ковчег», издаваемой на русском языке в Москве на средства диаспоры, вдруг взялся писать историю. Тираж книги «Армянский Баку» составил три тысячи. Отметим, что издатели работают над переводом книги на английский язык, а в перспективе – на французский и немецкий языки. Есть вероятность, что она будет издана и на армянском. А в 2020 г. в СМИ прошла информация, что Александр Григорян завершает свою вторую книгу об «армянском Баку» под рабочим названием «Арушановка и не только», но о выходе книги пока не сообщалось.
Антиазербайджанская направленность книги «Армянский Баку» ощущается прямо с первых страниц, где Александр Григорян выражает признательность за содействие в работе над ней Зорию Балаяну, одному из идейных отцов-вдохновителей «миацума», который после Победы Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне ушел в тень, практически исчезнув из поля зрения.
Итак, в книге приводятся «Краткие зарисовки города до и после 1917 года», которые, как пишет автор, он посвятил «коренным бакинцам». Его самого назвать коренным бакинцем нельзя даже с натяжкой: родился он в 1951 году, затем блатная служба в советской армии секретчиком в части ПВО (1970-1972 гг.), а потом, в 1973-1974 гг., переезд в Армению. Таким образом 2/3 его жизни приходятся на Армению, где он и получил националистическое воспитание, совершенно не свойственное коренным бакинцам.
Что касается спонсорства, то, как отмечает сам автор, средства на издание книги выделил основатель и руководитель просветительского проекта «Русская книга», издательского проекта «Всемирная армянская библиотека», издательской серии «Армянский мир», бакинец Александр Бордов (это - глава «фейковой «русской общины» бывшего Нагорного Карабаха), который загадочно исчез в Карабахе после 20 сентября. О нем известно, что он - этнический армянин, выпускник Академии ФСБ России, его творческий псевдоним - Ал Бордов. Из этого следует, что книга была издана на средства армянской диаспоры как очередная антиазербайджанская пропаганда.
Но вернемся к содержанию сего «опуса». Так, в нем публикуются зарисовки города (не фотографии - авт.) до и после 1917 года, на основе которых автор пытается представить Баку в качестве армянского города «до окончательного его падения в январе 1990 года» (к сведению лжеисториков: Баку не пал, а наоборот - расцвел и стал одним из красивейших современных городов – авт.). Ну и, как это принято, в книге приводятся имена «ярких (по мнению Александра Григоряна – авт.) бакинских армян», хотя автор включил в их число армян, которые никакого отношению к Баку не имели.
А.Григорян, переехавший в моноэтническую Армению, говорит о Баку как о «некогда интернациональном городе якобы преимущественно с русско-армянским населением». Он как армянский националист, получивший в Армении дашнакское воспитание, преднамеренно забывает, что Баку как был, так и остался интернациональным городом, где никогда не было преимущественно армянского населения (очередная фантазия, Баку был городом преимущественно с азербайджанским населением). В отличие от Иревана, на улицах Баку часто можно услышать и русский язык, и языки других народов. В Азербайджане 314 школ, где преподавание ведется на русском языке, и в них учатся свыше 82 тысяч человек, а в вузах есть русские отделения.
Лицемерие автора выдает и его рассказ о якобы повторении «Сумгайыта» в январе 1990 года в Баку. Напомним ему, что российский политолог армянского происхождения Сергей Кургинян в своем выступлении отмечал, что «армян в Сумгайыте убивали не азербайджанцы».
В свою очередь, Владимир Калиниченко, старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры СССР в 1980-1992 годах, командированный в Азербайджан на следующий день после начала беспорядков, отмечает, что после насильственного изгнания азербайджанцев из Армении, многие из них зимой шли пешком, по заснеженным горным нехоженым тропам. Во время насильственной депортации азербайджанцев из Армении в 1988 году погибли 127 азербайджанцев, 12 человек заживо сожгли в селе Вартан на северо-востоке Армении, а в ноябре 1987 года на железнодорожный вокзал Баку прибыли два товарных вагона с азербайджанцами, вынужденными бежать из Кафана.
По всей видимости, что автор желает приписать Азербайджану то, что совершалось Арменией, где геноцид азербайджанцев инспирировали именно местные партийные, государственные и административные органы, сумгайытскими погромами руководил армянин Эдуард Григорян. Здесь также отметим, что карабахские армяне, которых якобы по версии армянской пропаганды депортировали, покидали Карабах комфортно, на автобусах и собственных автомобилях.
Как типичный армянский лжеисторик Александр Григорян, описывая бакинские события января 1990 г., говорит о «запланированном геноциде в Баку (любимое слово армян) двухсоттысячного армянского населения (очередная сказка автора, в Баку в январе 1990 г. армян было менее 30 тыс., армяне до сих пор живут в Баку) со стороны руководства Азербайджана». Он, в частности, пишет, что «в Баку убивали советских солдат, пытавшихся прийти армянам на помощь». Напомним автору, что среди вошедших 20 января 1990 г. советских войск были армяне-резервисты из Краснодарского края. Именно они проявляли неслыханную жестокость в отношении мирного населения, а до отправки в Баку их тщательно психологически обработали.
Еще к сведению автора: в Баку не было ни одного случая убийства советских солдат. А вот воинские части, введенные в Баку и другие регионы республики, в ночь с 19 на 20 января 1990 года убили 147 гражданских, ранили 744 мирных жителей, многие из них остались инвалидами, незаконно был арестован 841 человек. 20 января 1990 г. советский танк раздавил на сумгайытской дороге легковой автомобиль, стоявший на обочине, чтобы пропустить танковую колонну. Тогда погибли трое ученых Академии наук Азербайджана, три профессора, среди которых одна женщина. Чтобы скрыть эти ужасные преступления 20 января военнослужащие советской армии и сотрудники КГБ взорвали энергоблок телецентра, в Азербайджане было прекращено телевещание.
Далее. В предисловии к своей книге Александр Григорян задается вопросом: «Почему я вспоминаю сейчас все это – в известном смысле сугубо личное?» – и тут же отвечает на него: «Да потому, что Азербайджан, развязав захватническую войну со свободолюбивым Арцахом и потерпев в ней сокрушительное поражение, перенес поле сражения на информационный фронт». Автор прекрасно знает, что войну развязала Армения, оккупировавшая территории суверенного государства. Подтверждение этому - четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требовавшие немедленного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с территорий Азербайджана.
К слову, этому лжеисторику очень уж не нравится книга «Иреванское ханство», в которой говорится, что нынешняя армянская столица – это азербайджанский город Иреван, а сама Армения была создана на территории бывшего Иреванского ханства.
Описывая в своей книге Баку, Александр Григорян отмечает, что «город строили по проектам только армянских архитекторов». Разумеется, он полностью игнорирует общеизвестный факт, что большинство бакинских зданий построено по проектам польских архитекторов, трое из которых были главными архитекторами Баку. В то время же появились и архитекторы-азербайджанцы, по проектам которых были возведены мечеть и дома. К примеру, архитектором здания Бакинской городской думы был главный архитектор Баку Юзеф Гославский, а не Габриэл Тер-Микелов, как указано в книге, которому Александром Григоряном приписывается авторство очень многих зданий.
Далее. Автор книги указывает, что из Баку родом «бывшие заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Карен Брутенц и Георгий Шахназаров (впоследствии - советник президента СССР М.Горбачева). Им поднимающий голову азербайджанский национализм в некоторой степени помог — пришлось уехать и продолжить карьеру в Москве». Отметим, что эти армяне уехали из Баку еще в 1950-1951 гг. В целом в советское время многие армяне занимали в Азербайджане высокие должности, в том числе и отец автора, который занимал должность зампредседателя райисполкома Наримановского района г. Баку (до этого он был начальника стройуправления – авт.), а его однофамилец Григорян в то время возглавлял стройуправление «Азтранстрой». До начала Арменией отторжения Карабаха от Азербайджана армяне были секретарями райкомов, председателями райисполкомов, зампредседателя Бакгорисполкома, министром. Порой поражаешься тому, как армяне, занимавшие высокие посты и жившие припеваючи на азербайджанской земле, в особенности в Баку, умышленно забывают об этом. Но, видимо, давление националистов обязывало их лгать. А вот в самой Армении азербайджанец был единственным членом правительства до 1975 г., впоследствии не было уже ни одного азербайджанца, занимавшего руководящую должность. Так что, говоря об «азербайджанском национализме», автор путает его с ярым армянским национализмом.
Александр Григорян в своей книге пишет о трех этапах «резни армян» в Баку: 1905, 1918, 1990 гг. Однако, как гласит история, резню в Азербайджане и в Баку устроили армяне. В Закавказье, входящем тогда в состав Российской империи, были созданы армянские националистические (террористические) партии – «Гнчак» и «Дашнакцутюн», организовавшие вооруженные отряды. Воспользовавшись ослаблением государственной власти, армяне в 1905 г. начали нападать на азербайджанское население сел. Азербайджанцы в 1906 г. для защиты населения создали в Гяндже организацию «Дифаи» («Защита»). Следует отметить, что к армянским террористическим организациям царская Россия относилась снисходительно, а членов «Дифаи» подвергала арестам и обыскам. В марте 1918 года дашнакско-коммунистический союз, возглавляемый Шаумяном (ему помогал дашнакский полк), учинил погромы азербайджанского населения в Баку. Были убиты более 10 тысяч азербайджанцев, город подвергся разграблению, повсюду полыхали подожженные дашнаками знаковые сооружения, здания. Армяне запирали семьи в домах и поджигали, детей рубили саблями, творили настоящий беспредел. Большевики их поддерживали артиллерийским огнем по верхним жилым кварталам. 15 сентября 1918 года Кавказская Исламская армия под командованием Нуру паши, войдя в город, спасла азербайджанское население Баку от тотального уничтожения. После подавления в мае 1920 года Гянджинского восстания армяне, воспользовавшись ситуацией в квартале Гянджи «Озан», заживо сожгли в мечети несколько сотен азербайджанцев, в Шамахе тоже в мечети заживо были сожжены азербайджанцы.
Происходившие в начале января 1990 года в Баку волнения, митинги, шествия носили антиармянский характер в связи с насильственной депортацией азербайджанцев из Карабаха и Армении и территориальными претензиями армян на нагорную часть Карабаха. 13 января в «армянских погромах» не участвовал ни один азербайджанец, наоборот, они прятали армян. Погромы осуществляли профессионально подготовленные, не известно откуда прибывшие в Баку «специалисты». Просто поражаешься тем армянам, которые знают правду, но лгут об этих событиях, а Александр Григорян вторит этой лжи.
В своей книге он пишет, что «1869 году армянином Ованесом Мирзоевым в Баку была пробурена первая нефтяная скважина». Абсурд. Первая нефтяная скважина в Баку была пробурена в 1846 году в Бибиэйбате.
Автор пытается ввести читателей в заблуждение, говоря о том, что в армянской церкви св. Григория Просветителя в Баку размещена Президентская библиотека. Для сведения автора и его армянских протеже: Президентская библиотека находится в здании бывшей центральной библиотеки им. Ленина.
Ну а бредовые утверждения Александра Григоряна о том, что «Гянджа – армянский город, а Шамаха - армянский и татский город», ничего, кроме смеха, не вызывают. Исторический факт, что переселение армян из Османской империи и Ирана в Азербайджан началось в 1828 г. Гянджа и Шамаха были основаны задолго до этого. Так что, мы вновь видим очередную армянскую ложь.
В заключение хотелось бы отметить, что армяне, для которых характерно патологическое влечение к лживости, страдают настоящим психическим заболеванием под название «Мифомания». Расизм и национализм — эти человеконенавистнические идеологии – в прямом смысле слова лишают армян разума.