«Вашего синдрома нет в списке». В Баку ребенку отказали в получении инвалидности? – ФОТО
Айсель Мирзоева, блогер, известный под псевдонимом «asolia», и мама 8-летнего Максуда с синдромом Вильямса, которая недавно давала интервью 1news.az, рассказывая о своем нелегком опыте матери особенного ребенка, столкнулась с очередной проблемой.
На своей странице в Инстаграм она поделилась историей о том, как не смогла оформить сыну инвалидность. Приводим вашему вниманию данный пост.
«Я пытаюсь оформить Максу инвалидность и стою в кабинете психолога районной поликлиники. Она впервые услышала о синдроме Вильямса. Я уже давно не ожидаю, чтобы кто-то о нем знал.
«Это редкий синдром, 1 на 20000», - объясняю я ей.
«Аха, а вы с мужем родственники?» - еще один вопрос.
Я пытаюсь не закатывать глаза. Потому что это любимый вопрос у многих врачей. Косвенная попытка взвалить вину за ребенка на родителей.
«Нет, не родственники. Это вообще не наследственный синдром».
«Я вам в лист пишу Умственное отставание неясного характера, пойдите к психиатру, пусть он ставит диагноз».
Пытаясь никого не убить, я отвечаю ей, что как это неясного характера? Диагноз давно подтвержден лабораторным анализом, ребенку уже операцию сделали на сердце, а это характерная для синдрома операция, специфичная.
«Но вы же не в Баку это делали. Надо, чтобы тут кто-то вам диагноз поставил».
В итоге мы едем к психиатру в другой конец города, потому что в районной гос.поликлинике его нет.
Перед кабинетом психиатра очередь мам с особыми детьми. Ни одного сидения. Мальчик (не берусь назвать синдром) сел на пол, потому что устал стоять.
Вот и наша очередь настала через полчаса.
Психиатр смотрит на Макса, говорит, что заключение диагноза ставить не в ее компетенции (тогда зачем нас к ней послали!??), поэтому надо пойти доказывать синдром Макса в Психиатрической клинике.
Но…
Она закрыта на ремонт. «Вот прямо сегодня закрылась, мне жаль», - качает головой психиатр. «Вы можете обратиться в больницу в Маштаге».
Но…
«Вам надо будет уложить сына туда на несколько недель для подтверждения наличия диагноза».
Чтоооооо?!!! Я представила, что Макс останется один в ветхом помещении психиатрической больницы, куда помещают людей с шизофренией и со сложными умственными нарушениями.
Психолог продолжала: «Но, знаете, мы вам не сможем оформить инвалидность по вашему синдрому. Его нет в кодах на выдачу инвалидности. Хотите, напишем, что у него аутизм?»
Нас нет, нашего синдрома нет, представляете? По статистике в стране 400-600 таких людей должно быть. И мы никому не нужны…» - написала А.Мирзоева.
Этим постом поделилось огромное количество людей, и проблема приобрела общественный резонанс.
1news.az обратился в Объединение по управлению медицинскими территориальными подразделениями Азербайджана (TƏBİB), где нас попросили предоставить подробную информацию о поликлиниках, в которые обращалась родительница. Как нам рассказала Айсель, они обращались вначале в районную поликлинику №2, а затем в детскую поликлинику №4, так как в их поликлинике не было психиатра. После чего TƏBİB обещал разобраться в ситуации и поспособствовать решению проблемы.
Вскоре Айсель сообщила 1news.az, что с ней связалось очень много людей из TƏBİB и других ведомств: «Как оказалось, синдром Вильямса есть в кодах на выдачу инвалидности. В Госагентстве мне назвали этот код. Я снова пошла в детскую поликлинику №4, и та же самая женщина-психиатр, которая сказала нам, что синдрома Вильямса нет в кодах, нашла его. В данный момент мы с Максудом находимся в психиатрической клинике №2, где ему должны дать заключение. Той самой клинике, которая, по словам психиатра, была закрыта на ремонт…»
Мы рады, что ситуация сдвинулась с мертвой точки, и надеемся, что маленький Максуд получит свою справку, которая полагается ему по закону.
Но этот случай обнажил множество других аналогичных проблем, с которыми сталкиваются граждане Азербайджана в попытке получить свидетельство об инвалидности. В комментариях к публикации Айсель Мирзоевой многие из них поделились своим печальным опытом, рассказав, как они проходили 7 кругов ада ради одной бумажки, которую, кстати, в конечном итоге им не всегда удавалось получить.
Представляем вашему вниманию данные скрины и выражаем надежду на то, что ответственные структуры внесут изменения в процедуру получения справки об инвалидности и упростят ее.