Айтен Мустафазаде: «Искусственное оплодотворение в Азербайджане проводится незаконно»
В последние годы искусственное оплодотворение в Азербайджане получило широкое распространение.
Для многочисленных семей, испытывающих проблемы с естественным зачатием, данный вид медицинского вмешательства является спасением. Однако у него имеется и оборотная сторона.
Несколько дней назад адвокат Акрам Гасанов заявил, что у женщины, которой гинеколог и специалист по ЭКО Ондер Тулумбаджи сделал искусственное оплодотворение, родились близнецы. Однако спустя годы во время бракоразводного процесса стало известно, что дети не от отца-донора.
Он утверждал, что специалист по ЭКО и женщина вступили в сговор с целью обмануть отца, а процесс оплодотворения проводился с использованием биоматериала, взятого у другого мужчины. В свою очередь, Ондер Тулумбаджи подал в суд на Акрама Гасанова, требуя привлечь адвоката к ответственности по статье 147 («Клевета») Уголовного кодекса Азербайджана. В настоящее время по делу продолжаются судебные разбирательства.
Что привело к этому вопиющему случаю? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы избежать повторения подобного? Об этом 1news.az поговорил с профессором, доктором юридических наук, экспертом по медицинскому праву Айтен Мустафазаде.
«Про репродуктивные права человека впервые заговорили в 1994 году в Каире на Международной конференции по народонаселению. С тех пор во многих странах был внедрен закон о репродуктивном здоровье. К сожалению, когда в Азербайджане в конце 90-х – начале 2000-х данный закон был выдвинут на рассмотрение, его подвергли критике, посчитав, что в нашей стране слишком рано поднимать такие темы. Мы, юристы, занимающиеся медицинским правом, неоднократно поднимали вопросы и о правах эмбриона, и о селективных абортах, и о правовом регулировании рождаемости – то есть, обо всех аспектах репродуктивного здоровья, которые необходимо контролировать.
Я – автор первого в Азербайджане учебника по медицинскому праву, которое давно развито во всех странах, была на множестве международных конференций. Помню, в открытии конференции в Хорватии участвовал сам президент этой страны, отметивший, что уровень развития медицинского права в стране показывает уровень культуры ее народа. Я полностью с этим согласна. Пока в Азербайджане не будет законов, регулирующих правовые отношения в области здравоохранения, мы будем сталкиваться вот с такими ужасающими случаями», - говорит А.Мустафазаде.
По ее словам, произошедшее является настоящей трагедией: «В Азербайджане сейчас очень распространено искусственное оплодотворение, но нет закона, на базе которого регулировался бы данный процесс. Нет правовых аспектов, которыми были бы защищены участники этих процедур – пациент и врач. Нет банков органов, яйцеклеток и спермы. Как можно в стране, в которой нет закона о репродуктивном здоровье, проводить такие процедуры?
В Азербайджане имеется Центр талассемии, мы боремся с ранними, а также с родственными браками, но у нас нет закона, который бы регулировал планирование семьи и репродуктивное здоровье человека. В результате создается почва для такого рода преступных манипуляций, нарушаются права человека, не проводится информирование каждой из сторон, не заключаются договоры между врачом, клиникой и пациентом. Мы поднимали этот вопрос, говорили о том, что в клиниках должны брать письменное согласие с пациентов по всем манипуляциям, начиная от операций и заканчивая вливаниями лекарств или какими-то другими действиями».
А.Мустафазаде отмечает, что работала над подготовкой закона о правах пациентов, который должен был рассматриваться в комитете Милли Меджлиса по здравоохранению.
«Но после того, как я по состоянию здоровья не участвовала в последних выборах, этот вопрос почему-то закрыли. А это очень важный вопрос о регулировании обязанностей и прав каждой из сторон – и врача, и пациента. То, что мы наблюдаем сегодня в области искусственного оплодотворения, происходит по той причине, что эти манипуляции проводятся незаконно.
Мы ввели медицинское право в Бакинском государственном университете на юридическом факультете. Я преподавала его для адвокатов и кандидатов в судьи, чтобы они знали о таком направлении в юриспруденции. Медики также должны изучать медицинское право, чтобы знать свои права и обязанности, понимать ответственность, которую они несут. Единственное, на что мы сейчас опираемся – это статья «Право на охрану здоровья» в Конституции АР и пара статей касательно здоровья в Уголовном кодексе. Нам необходимо внести новые статьи в Уголовный кодекс и вынести на рассмотрение закон о репродуктивном здоровье и закон о правах пациентов. Без этого мы не добьемся правовых решений тех проблем, которые сегодня наблюдаем», - подчеркнула А.Мустафазаде.