«Между молотом и наковальней»: Кому достанется пульт управления Арменией?
Накануне в Иране состоялась церемония инаугурации новоизбранного президента Масуда Пезешкиана.
Представители многих стран, послы, дипломаты и зарубежные гости прибыли в Тегеран, чтобы принять участие в этом мероприятии. Среди них был и премьер-министр Армении Никол Пашинян, который провел ряд встреч, в том числе и с духовным лидером Исламской Республики аятоллой Али Хаменеи.
Примечательно, что пресс-релиз, опубликованный после встречи Пашиняна и Хаменеи, начинается с абзаца о Зангезурском коридоре. По словам верховного лидера Ирана, «Зангезурский маршрут вредит Армении». Как это ни странно, но Хаменеи фактически признает, что Тегеран в этом плане выступает в качестве не только партнера и союзника Иревана, но и управленческого центра. То есть, Хаменеи решает, что вредит Армении, а что - нет. Ну а дальше становится еще интереснее.
«Сотрудничество между двумя странами будет продолжаться на основе интересов и независимо от политики других народов. Иностранцы не должны создавать ограничения в отношениях стран со своими соседями», - продолжил Хаменеи.
Подобные высказывания верховного правителя Исламской Республики не просто часть дежурного заявления в ходе переговоров двух лидеров, но и месседж, направленный в том числе и Западу, который, как и Иран, пытается взять дистанционный пульт управления Арменией в свои руки.
Зангезурский коридор является приоритетным геополитическим проектом не только для Азербайджана и Турции, но и для всего макрорегиона. После открытия данного маршрута грузоперевозки из Китая в Европу станут дешевле, и региональные страны получат финансовую выгоду, в том числе и Иран.
Однако Тегеран опасается, что с открытием коридора Армения утратит контроль над своей границей с ИРИ, и американские и европейские военные будут наблюдать за иранской территорией без бинокля.
Хаменеи и его команде докембрийских консерваторов вопрос маниакальной безопасности, очевидно, не дает спать по ночам, а любые открывающиеся возможности они привыкли считать теорией заговора. В данном случае Хаменеи опасается, что иностранные силы будут располагаться в Зангезурском коридоре. Ведь Армения явно не заинтересована в охране дороги со стороны России, поэтому выбор падет на западных партнеров (кураторов) Иревана, что не может быть воспринято спокойно Ираном, много лет завуалированно обвинявшим Азербайджан в присутствии на азербайджанской территории израильских военных. А тут не просто провокационный бред, а реальная база с реальными военными. Здесь еще стоит добавить, что в столь горячо любимой Тегераном Армении, на армяно-азербайджанской границе, уже находится так называемая «гражданская наблюдательная миссия ЕС», которую на деле можно вполне считать военным контингентом НАТО.
Вот Иран, которому к тому же не дает покоя альянс Азербайджана и Турции, и пытается активно принимать участие в политической жизни Армении, периодически оказывая ей жесты внимания и поддержку и угрожая Азербайджану. Нападение на посольство с последующим его закрытием, проведение военных учений близ границы с Азербайджаном, заявления ныне покойных Раиси и Абдоллахиана, а также постоянные провокационные интервью посла ИРИ в Армении Мехди Собхани привели к тому, что отношения между Баку и Тегераном охладели.
Спустя определенное время Иран понял, что испорченные отношения с лидером региона Южного Кавказа ни к чему хорошему не приведут, и пошел на потепление. Однако власти этой страны до сих пор штормит. Поэтому и не удивительно, что всего несколько дней назад телеканал Iran International со ссылкой на высокопоставленного военного чиновника на Ближнем Востоке сообщил, что Иран и Армения подписали крупную «секретную сделку» по поставкам оружия на 500 млн долларов, хотя эти утверждения позже были опровергнуты.
Все это говорит о том, что консерваторы Ирана не заинтересованы в развитии региона и его экономическом процветании, так как, по их мнению, совпадающему с цитатой Джорда Оруэлла, «война – это мир».
Теперь перейдем к Армении, у которой дела не лучше, чем у шахматиста при цугцванге. После поражения в 44-дневной войне у Иревана появился великолепный шанс обвинить во всем Россию и совершить давно желаемый разворот в сторону Запада. Этого требовали от Пашиняна и те, кто спонсировал его приход к власти в 2018 году.
Но, ввязавшись в столь опасную игру, Армения пыталась и продолжает пытаться лавировать между молотом и наковальней, и, как результат, кокетничая «и с вашими, и с нашими», Пашинян окончательно запутался. С одной стороны, перед ним поставлена четкая задача: вывести Россию из региона любым путем, с другой - Запад не оказывает такой финансовой поддержки, чтобы Армения полностью перешла на иностранные дотации.
В то же время Пашинян и его команда под руководством Армена Григоряна, самого главного прозападника Армении, хоть и ненавидят Россию всей душой, понимают, что реэкспорт подсанкционных товаров в страну своего «бывшего» приносит доход, от которого очень сложно отказаться.
Пугает Армению и перспектива прихода, а точнее - возвращения к власти в США республиканцев во главе с Трампом, который уже заявил, что не намерен кормить лояльные Соединенным Штатам режимы во вред экономическому благополучию своей страны. И если в ноябре Трамп победит, то Пашиняну и его команде будет очень трудно удержаться у власти и вести себя так нагло. Тем примечательнее информация армянских СМИ о том, что в ходе закрытого заседания со своими однопартийцами премьер приказал снизить градус напряженности с Россией. Возможно, чтобы не рубить с корня отношения с Москвой, Пашиняну даже придется принести в жертву кого-то из своих, дабы доказать Путину, что с ним еще можно говорить.
Самое печальное в этом вопросе то, что и Армения, и Иран, и Запад пытаются вовлечь в эту грязную игру Азербайджан, который с первых дней окончания войны объявил о своих целях - мир и превращение региона в международный, а самое главное – экономически прибыльный хаб. Но, к сожалению, не всем нужен сильный и богатый Южный Кавказ.
Мурад Ахундов