Фархад Мамедов: Против Пашиняна формируется новый пророссийский альтернативный полюс
Визит в Ереван президента России Владимира Путина для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета в большей степени представляет интерес с точки зрения нынешнего состояния армяно-российских отношений.
Сегодня их радужными не назовешь, несмотря на то, что лидер армянской революции неоднократно заявлял, что намерен, активно развивая союзнические и стратегические связи с Москвой, вывести их на качественно новый уровень. О том, насколько его устремления совпадали с реальными действиями, может свидетельствовать груз проблем, которыми с момента прихода Пашиняна к власти отличаются армяно-российские отношения.
Чего при таком раскладе можно ожидать от визита Владимира Путина в Армению? Ответить на этот вопрос мы попросили политического обозревателя Фархада Мамедова.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние российско-армянских отношений?
- Если назвать его одним словом, то это слово – неопределенность. Потому что ее нет ни по одному из пунктов двусторонней повестки дня. В преддверие визита Владимира Путина в Ереван замминистра транспорта России озвучил мысль о том, что представительство РЖД в Армении – Южно-кавказская железная дорога (ЮКЖД) практически не может работать в этой стране, потому что уже год, как у них изъяли документы за 10 лет работы, и не возвращают их. То есть, следствие по делу еще продолжается, и пока что ни к чему не может прийти. Более того, был поставлен вопрос о возможности досрочного прекращения соответствующего конценсионного договора.
Опять же, нет какой-либо ясности по цене на российский газ и вице-премьер правительства Армении, ответственный за это направление, сказал, что она появится только к концу года.
Другой контекст армяно-российских взаимоотношений – это военно-техническое сотрудничество. С начала года анонсировались новые договора, поставки нового вооружения, но все это так и осталось на уровне заявлений. Так что, поставки вооружения – истребителей и т.д. тоже отложили на конец этого - начало следующего года.
Нет определенности и по вопросу Роберта Кочаряна - вроде есть решение суда, но оно не исполняется, и экс-президент все еще находится под стражей.
Вот такая неопределенность существует по всем пунктам армяно-российской повестки.
И в этом отношении, конечно, Пашинян как будто выдерживает паузу, чтобы наверняка получить от России какие-то преференции. Он настолько повысил планку всех этих вопросов (цены на газ, ЮКЖД, освобождение Кочаряна), что если в любом принятом по всем этим четырем направлениям решении будет какой-либо отход от первоначальной позиции - это ударит по его рейтингу. Потому что ранее он, говоря об этих вопросах, заявлял о «принципиальной позиции и готовности идти до конца». Соответственно, как я сказал, любой шаг назад в этих вопросах - это минус в его рейтинге.
И вот прямо в преддверие визита последний инцидент - отставка руководителя Службы национальной безопасности (СНБ). И, кстати, здесь тоже начал вырисовываться российский след, потому что если смотреть по имеющейся информации Артур Ванецян фактически был отправлен в отставку, потому что чуть ли не готовил государственный переворот с помощью российских армян, в частности, зятя экс-президента Сержа Саргсяна, бывшего посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна.
Ванецяна обвинили в том, что он смотрел в Люксембурге футбол вместе с Самвелом Карапетяном и главой «Газпроммедиа» Артуром Джанибекяном, который в том числе является бизнес-партнером Микаэла Минасяна.
На фото: Микаэл Минасян
Потом официальная Facebook-страница администрации премьер-министра Армении распространила фотографию, на которой Ванецян вместе с братом Ара Сагателяна – не последнего человека в администрации Саргсяна, шел в офис Самвела Карапетяна, главы одной из крупнейших российских компаний - группы «Ташир».
Анализ показывает, что во всем этом есть и российский след, и правительство Армении фактически открыто говорит об этом. Все это указывает на то, что встреча Пашиняна с президентом России была нелегкой. По остальным же вопросам ответов нет – они обсуждаются. Поэтому ожидать чего-либо в корне прорывного в отношениях не стоит. Но я думаю, что до Пашиняна был доведен последний месседж относительно требований и интересов России.
- И Пашинян вынужден будет согласиться?
- Скажем так: экономические показатели за 6 месяцев в Армении неплохие, определенный плюс есть, и наверняка Пашинян пока будет «выезжать» на нем. Но нельзя забывать, что этот плюс идет как бы по инерции, он остался еще с прошедших двух лет, то есть это - достижение не Пашиняна.
Последние социологические опросы уже показывают, что его рейтинг, хотя пока и достаточно высок, но уже не тот, что был в прошлом году и тихо-тихо тает. К тому же эти громкие отставки тоже влияют на его политическое реноме.
Так что, как только он почувствует определенную слабину внутри страны, он, конечно же, будет искать поддержки извне. А кто ему окажет эту поддержку - армяне США, правительство США, Россия, или кто-то еще - покажет время. Это зависит от того, к кому он в конечном итоге обратится.
- Встреча с армянами США у него уже недавно была. Как вы думаете, могли они ему что-то обещать?
- Определенная часть американских армян встретила его с воодушевлением. Вы знаете, что в США есть две влиятельные армянские организации – это Армянская ассоциация Америки (AAA) и Армянский национальный конгресс Америки (ANCA). Вот ANCA - это дашнаки, они сторонники Кочаряна и проводят большую работу в этом направлении. В ААА же, где собрались либералы и демократы, больше царят пропашиняновские настроения.
Но опять же, с точки зрения инвестиций армяне США не планируют вкладывать средства в страну, которая является членом ЕАЭС. Поэтому чего-то революционного в этом отношении ждать не стоит. Какую-то поддержку, Пашинян, конечно, может получить, используя темы т.н. «геноцида» или Карабаха. Но она будет краткосрочная и больше эмоционального характера.
К тому же не стоит забывать, что внешнеполитический курс Армении отличается от курса США, и отношения между ними могут еще больше осложнить заигрывания Еревана с Тегераном.
- Как вы считаете, до какой границы компромисса с Россией может пойти Пашинян?
- Я думаю, что пойти на уступки он может в вопросах ЮКЖД, «Газпрома». Но вопрос Кочаряна для него будет принципиальным, потому что отступление от прежней позиции может очень сильно ударить по его рейтингу.
- Вернемся к отставке Ванецяна, которая достаточно широко освещалась в российской прессе.
- Месседж многочисленных статей в российской прессе состоял в том, что в правительстве Армении усиливаются просоровские группы, и это вызывает озабоченность Москвы. То есть, увольнение Ванецяна рассматривается исключительно в контексте усиления просоросовской группы, а это, на примере Украины, Молдовы и т.д. является предметом очень сильной обеспокоенности России.
- Не так давно Ванецян посещал оккупированные земли Азербайджана, где в частности, встречался с церковниками. На фоне обещания Пашиняна поставить некоторых священнослужителей на колени, можно сказать, что против него зреет заговор, и Ванецян находится в его центре? И вообще, не опасно ли для Пашиняна «идти войной» на церковь?
- То, что Пашинян сказал про церковников – это было в адрес каталикоса всех армян Гарегина II и его брата, который является представителем Армянской апостольской церкви в России и запомнился казнокрадством, мздоимством у армянской диаспоры. Знаете, армянская церковь – она не едина. Это во-первых. Во-вторых, сам каталикос зарекомендовал себя с негативной стороны, разъезжая, к примеру, на очень дорогих автомобилях. То есть, простое население его особо не воспринимает. Поэтому ругать каталикоса превратилось в Армении в какой-то тренд, и возможно Пашинян выступает за то чтобы его сменить - слишком много жалоб на то, что церковь в основном занимается поборами, а никак не сплачивает людей.
Что касается Ванецяна и его поездки в Карабах, то да, это показывает, что он наверняка будет создавать какую-то политическую силу вокруг себя. Посещение оккупированных территорий Азербайджана - это именно тот шаг, который делают практически все политические деятели Армении для того чтобы продемонстрировать сой «патриотизм».
Но здесь есть еще один интересный момент: Пашинян уже вторую-третью неделю встречается с Гагиком Царуяном, олигархом и лидером второй по численности парламентской партии, и, можно сказать, что делает это с целью недопущения его сближения с Ванецяном. То есть, опасность исходит именно от Ванецяна, потому что его рейтинг во время работы в СНБ действительно был очень высок.
- Получается, Ванецян переметнулся в лагерь Кочаряна?
- Не то чтобы в лагерь Кочаряна, но видно, что вокруг Сержа Саргсяна, его зятя и российский армян формируется новый альтернативный полюс.
- Можно с учетом этого спрогнозировать развитие армяно-российских отношений на ближнесрочную перспективу?
- Это будет зависеть от результатов визита Путина. Посмотрите, в обычной практике на встрече глав государств принимаются конкретные решения, или же в случае наличия принципиальных противоречий по каким-то вопросам, они тоже выносятся на обсуждение глав государств и потом находят определенное решение.
В армяно-российских взаимоотношениях – все диаметрально наоборот, то есть, проблему начинают обсуждать с самого начала встреч, как, например, это было в прошлом году, когда Пашинян на встрече с Путиным начал разговор с 60-миллионных растратах на ЮКЖД и финансовых неточностей в отношении «Газпрома Армения». То есть, обычная практика революционным властям не знакома, они думают, что именно так и надо работать.
Если говорить о прогнозах, то что мы видим на сегодня? Ни по одному из вопросов двусторонней повестки практически нет никаких результатов - даже после визита Патрушева в Ереван. Все они отложены на будущее, и можно предположить, что со стороны России никаких важных решений по ним так и не будет. До тех пор, пока правительство Армении не предпримет «нужных» шагов. А судя по людям, которые представлены в правительстве Армении, можно сказать, что каких-либо пророссийских шагов не ожидается. По крайней мере, в ближайшей перспективе.
Многое будет зависеть кого Н.Пашинян назначит во главе СНБ и Полиции, насколько новые назначенцы будут знакомы России.
Ф.Багирова