Глупость с особо тяжкими последствиями: как Армению завели в тупик собственные лидеры
1news.az продолжает цикл статей заведующего сектором Администрации Президента Азербайджана Фуада Ахундова, в которых он подробно анализирует внутриполитическую ситуацию в Армении с исторического ракурса.
Сегодня мы представляем вниманию уважаемых читателей третью часть его исследования. С предыдущими частями можно ознакомиться по ссылкам:
Глупость с особо тяжкими последствиями: как армагитпроп ввергает Армению в катастрофу
Глупость с особо тяжкими последствиями: как Армению завели в тупик собственные нацисты и популисты
Есть в политике такая циничная «мудрость»: толпа «любит ушами». В самом деле, людям свойственно верить тем, кого они считают умными, образованными, наконец, осведомленными… Но вот куда хуже, если эти лидеры тоже «любят ушами». И всецело доверяются чьим-то туманным намекам и заверениям, ввязываясь сами и втягивая свой народ в опасные авантюры.
Именно так развивались события в Армении. Где местная верхушка просто толкнула свой народ в пропасть, приманив их идеей «миацума». То бишь «воссоединения Карабаха с Арменией».
В 1988 году, когда в Армении открыто предъявили претензии на азербайджанский Карабах, многие, в том числе и прибывшие в Ереван и в бывшую НКАО из Москвы высокопоставленные сотрудники ЦК КПСС, пытались образумить армянских лидеров: вы понимаете, что это путь к большой крови? Вы отдаете себе отчет, что никакого законного способа вывести НКАО из состава Азербайджана и включить ее в состав Армении без согласия Азербайджана просто нет?
Тыкали пальцем в действующую на тот момент конституцию СССР, где статья 78 прямо указывала: «Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР». Но ни в Ереване, ни в Ханкенди, тогда Степанакерте, не желали слушать. А один из лидеров тогдашнего «карабахского движения» Сергей Амбарцумян, ректор Ереванского университета, на весь Советский Союз восклицал: армяне же не сумасшедшие! Нам же обещали, что передадут Карабах Армении. А значит, сопротивление Азербайджана очень быстро подавят, «расчистят дорогу» для «миацума», и… как их предупреждали начала проливаться большая кровь.
Насчет обещаний, конечно, надо еще очень пристально разбираться, кто и что на самом деле сулил армянским «общественным деятелям» и какие цели при этом преследовал. Учитывая при этом, что политики любят давать туманные обещания, а армянская верхушка — самым причудливым образом трактовать в свою пользу даже самые жесткие и четкие формулировки.
Достаточно вспомнить, как армянские лидеры пытались «переиначить» даже резолюции СБ ООН с требованием вывода войск с захваченных азербайджанских земель. Но в чем нет сомнений, так это в том, что Кремль — и это сегодня признают все — для подавления армянского агрессивного национализма никаких мер не принимал, но и форсировать «миацум» не торопился. Прекрасно понимая, какой будет реакция в Азербайджане.
Потом СССР распался, и для любого здравомыслящего человека было понятно: после того, как и Азербайджан, и Армения признаны в существующих границах, от территориальных притязаний лучше отказаться. Но в Армении опять не услышали. Местные вожаки уверяли: все в порядке! Наше лобби обо всем договорилось! Вот еще немного — и…
Потом их будет еще много — этих неуслышанных предостережений. Будет письмо Левона Тер-Петросяна, первого президента Армении, «Война или мир? Время призадуматься», где он попытается донести до сограждан простую мысль: надо договариваться. Иначе потом Армения не получит и того, от чего сегодня высокомерно отказывается. Будут апрельские бои 2016 года, которые в Армении просто не проанализировали и из которых не сделали выводов. Будут, наконец, попытки установить прекращение огня уже в ходе нынешней 44-дневной войны, от которых опять-таки откажется Армения. Но все доводы разбивались… нет, не просто об упрямство Еревана (из этических соображений не станем уточнять, какое именно). Было еще кое-что. Была усиленно культивируемая убежденность: вот сейчас мы поубедительнее всхлипнем и хныкнем, расскажем очередной фейк про «турецких коммандос», «пакистанский спецназ», «сирийских боевиков» — и за нас пойдет воевать весь цивилизованный мир. А «цивилизованный мир» воевать за Армению не торопился. Посылать своих солдат под азербайджанскую артиллерию — тем более. Чаще всего ограничивались моральным сочувствием. Чем изрядно портили себе позиции в Азербайджане, но вот положения Армении это не меняло.
И самое примечательное, что такое в армянской истории уже было — на рубеже XIX и ХХ веков. Тогда армянская верхушка в Османской Империи, где даже на денежных купюрах были надписи на армянском языке, а в банковской и деловой сфере армянский язык употреблялся куда чаще государственного турецкого, «заслушавшись» планами европейских держав «загнать османов в вилайет Конья», решила, что эти самые державы преподнесут армянам на блюдечке и Восточную Анатолию, и Киликию с Аданой…
И совершенно не ждала, что между этими обещаниями и их исполнением есть изрядный «люфт». Как это часто случалось на протяжении предыдущих 150 лет, Европа хотела использовать армян для достижения своих целей, но была не готова жертвовать чем-либо ради них. У европейских держав в решающий момент вдруг появились свои интересы, ради которых им понадобилось договариваться уже с республиканской Турцией, одержавшей победу в войне за независимость.
Расклад сил изменился, и армянские аппетиты из «козырной карты» превратились в досадную помеху. Армян просто сбросили с доски. Вспомним: известный австрийский историк Эрик Файгл позже особо отмечал «роковое искушение, испытываемое не только армянами Киликии, но и всеми в целом армянами, добровольно вступать в игры большой политики», что приводило для них к самым тяжелым последствиям.
А один из дашнакских лидеров того времени Ованес Кашазуни будет сетовать в своих трудах: «Союзные державы сделали лишь жест отчаяния. Мы исчерпали все средства, говорили они, сделали все возможное и невозможное, больше ничего сделать для бедных армян не можем». И подводил итог: "Мы забили себе голову иллюзиями. Свои собственные стремления мы поместили в улей других, мы утратили чувство реальности и дали волю мечтам".
А теперь история повторилась. И вновь — как трагедия. После чего в Армении могут обвинять в предательстве весь окружающий мир, потрясать кулаками, топать ногами, плакать и рыдать, но уже никуда не деться от горькой истины: никто не собирается воевать ради армянских интересов. Точно так же, как и не собирался этого делать сто лет назад. И если армянские лидеры старательно убеждали паству в обратном, то претензии надо бы предъявлять самим этим лидерам, а не всему окружающему миру.
Заведующий сектором по работе с зарубежными СМИ и НПО Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов