«Вот так. Салманов». Российскому аэропорту присвоено имя азербайджанского нефтяника
Президент России Владимир Путин присвоил аэропорту Сургута имя выдающегося азербайджанского геолога-нефтяника Фармана Салманова.
Глава России подписал указ о присвоении более чем 40 российским аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством, сообщает ТАСС.
В частности, московскому аэропорту Внуково присвоено имя авиаконструктора Андрея Туполева, Домодедово - имя ученого Михаила Ломоносова, Шереметьево - поэта Александра Пушкина. В честь другого поэта - Михаила Лермонтова - назван аэропорт Минеральных Вод, аэропорт Симферополя получил имя художника Айвазовского, воронежский - имя Петра I.
Фарман Гурбан оглы Салманов - самый результативный геолог в мировой истории, участвовавший в открытии гигантских и крупных месторождений нефти и газа. Под его руководством были достигнуты максимальные объёмы буровых работ и прироста запасов нефти и газа. Он один из наиболее известных в мире практиков-геологов.
Пять лет понадобилось выпускнику Азербайджанского индустриального института на то, чтобы вписать свое имя в историю нефтедобычи и завоевать фантастическую популярность в Советском Союзе. Когда Салманова после вуза распределили в Баку, он написал письмо министру нефтяной промышленности Байбакову с просьбой направить его в Сибирь. Поработав старшим геологом и начальником экспедиции пару лет и убедившись в бесперспективности поисков в Кемеровской и Новосибирской областях, Салманов самовольно погрузил свою партию из 150 человек на баржи и увел ее по течению Оби на север, в Сургут, где он предполагал найти богатое нефтяное месторождение. Это было в 1957 году.
На новом месте начали бурение. Не обращая внимания на приказы и угрозы начальства предать его суду за самоуправство, Салманов продолжал бурить скважины. Видя такую решимость, ему подписали задним числом приказ о переброске в Сургут. Бурили больше трех лет. Нефти все не было. Но 21 марта 1961 года, как раз на праздник Новруз зафонтанировала скважина под селением Мегион. Начальник партии разослал телеграммы: «Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов». Партийные верхи отмахнулись от этой новости, отнеся это на счет природной аномалии.
Но когда через полмесяца забил нефтяной фонтан из второй скважины под Усть-Балыком, Салманов уже не сомневался, что открыл месторождение. В тот же день он послал Хрущеву радиограмму со ставшим уже крылатым выражением: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов».
Так было открыто Усть-Балыкское месторождение, а с ним и вся Тюменская нефтяная и газовая провинция.
Читайте по теме:
«Новые известия» о Фармане Салманове: Кому Россия обязана открытием тюменской нефти
Рамиз Фаталиев рассказал о неизвестных страницах жизни легендарного Фармана Салманова
Ф.Багирова