Тахир Амирасланов: «Мы работаем только с достойными фуд-блогерами, а не с безграмотной дребеденью» - ФОТО
Недавно к нам поступила жалоба в адрес Ассоциации национальной кулинарии и ее руководителя Тахира Амирасланова, который, по словам обвинителей, не занимается своими прямыми обязанностями – продвижением нашей национальной кухни за рубежом.
Читайте по теме:
В связи с этим мы поговорили с Тахир муаллимом, чтобы выслушать его точку зрения по данному вопросу. В беседе с 1news.az он отметил, что все обвинения в его адрес беспочвенны и рассказал, какую масштабную деятельность осуществляет управляемая им структура не только в плане пропаганды, но и в плане защиты азербайджанских блюд от посягательств со стороны армянских соседей.
Приводим вниманию читателей нашу беседу.
Пропагандой можно заниматься молча, не обязательно об этом кричать
В нашей стране имеются две организации, которые работают в тандеме. Первая – это Центр азербайджанской национальной кулинарии (ЦАНК), созданный в соответствии с постановлением Кабинета министров в 1991 году, и вторая – Национальная ассоциация кулинаров Азербайджана (НАКА), которая является неправительственной организацией. Меня назначили руководителем ЦАНК и избрали президентом НАКА. Начиная с 1985 года, мы продвигали идею создания этих структур и создали их. Мы довольно продуктивно выполняем возложенные на нас обязательства по пропаганде нашей национальной кухни. Но для пропаганды чего-либо сначала нужно хорошо знать предмет, и мы собираем, восстанавливаем кухню. То есть создаем ту базу, которую нужно пропагандировать.
На сегодняшний день мы продвигаем азербайджанскую кухню посредством Всемирной исламской кулинарной ассоциации (WICS), где я являюсь вице-президентом и одним из основателей, Всемирной ассоциации кулинарных союзов (WACS-Worldchefs), где я работаю в комитете образования, а с этого года буду работать в комитете кулинарного наследия Всемирного гастрономического института, где я являюсь членом совета и послом, Всемирной организации народного творчества ЮНЕСКО, где я с 2002 года возглавляю комитет традиционного питания и других мировых организаций. Сайты этих структур посещают до двухсот миллионов человек – разве это не широкий охват аудитории?
Кроме того, мы активно участвуем в конкурсах, проходящих под эгидой этих организаций, хотя нас обвинили в том, что мы участвуем только в «местечковых» соревнованиях. В 2018 году в так называемом «местечковом» соревновании, организованном WACS, участвовало 44 страны. Лучшим поваром года стал азербайджанец Араз Ахмедов, а лучшим поваром Азии – наш Сархан Мамедов. Если собрать результаты всех международных конкурсов, которые прошли только за 6 месяцев, мы увидим, что азербайджанские повара завоевали огромное количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, а также кубков гран-при.
Официальный посол азербайджанской кухни Сталик Ханкишиев объявил конкурс в России по нашей национальной кухне, в рамках которого все желающие могут приготовить какое-нибудь азербайджанское блюдо, снять процесс на камеру и отправить нам. Уже прошел первый тур конкурса, скоро пройдут остальные. Победители будут демонстрировать свои навыки в азербайджанском ресторане в Москве, после чего получат приглашение приехать на отдых в Баку. Благодаря этому конкурсу большое количество людей в России сейчас изучают, снимают и размещают в YouTube нашу кухню. Потом мы перекинем этот конкурс на другие страны.
Также мы добились того, чтобы во многих странах бывшего Советского Союза в профильных институтах и училищах азербайджанская кухня была включена в образовательную программу и дети сдавали по ней экзамен. Согласитесь, через несколько лет это даст ошеломляющий эффект.
Мы периодически проводим дни азербайджанской кухни, угощая мировую общественность нашими национальными блюдами, и отправляем отчеты о проделанной работе в Министерство культуры. Только за последние 5 месяцев мы накрывали столы в Турции, Иране, России, Украине, Корее, обслужив примерно 42 тысячи человек. В Анкаре в этом мероприятии принял участие президент Турции, а в Корее – высокопоставленные лица, что привлекло еще больше внимания прессы. Вот письмо президента WACS в Фонд Гейдара Алиева, которое подтверждает этот факт. Однако подобные дела нужно совершать тихо, об этом не стоит кричать, потому что иначе мы раздражаем наших вражеских соседей, и они тоже начинают усиленно работать.
Согласно официальным данным, благодаря только одной нашей акции – выпуску марок с изображением долмы и пити во время проведения международного фестиваля варенья в Габале об азербайджанской кухне узнали около 100 миллионов человек. У нас имеется подтверждающий это документ, а также множество писем от президентов Ассоциации кулинаров Америки, Пакистана, Англии, Германии, России, Украины, Молдовы, Сербии, Узбекистана, Турции и так далее, доказывающие, насколько активно наша национальная кухня пропагандируется в этих странах. Кстати, в Азербайджане уже выпущено 26 государственных почтовых марок с изображением блюд нашей кухни.
20 июля в Шеки пройдет четвертый международный фестиваль сладостей, на который приедет огромное число иностранных гостей. Будет снимать как наше, так и зарубежное телевидение. Это разве не пропаганда нашей национальной кухни?
А вы знаете, что в России и Украине уже несколько лет продаются замороженная долма и дюшбара, что местные жители могут купить азербайджанские сладости в ведущих магазинах и супермаркетах России от «Пахлава хаус» и наши товары там довольно востребованы? Знаете, что один из величайших кулинаров нашего времени Сталик Ханкишиев, у которого огромный круг, является почетным членом нашей ассоциации, а также одним из послов азербайджанской кухни?
Читайте по теме:
Сталик Ханкишиев: мой друг Тахир Амирасланов
Мы служим своей стране. Мы делаем такую пропаганду нашей национальной кухне, какую ни одна организация не сможет сделать. И все вышеперечисленное составляет только малую часть той масштабной работы, которую мы выполняем. Не лучше ли об этом не кричать, а тихо и спокойно делать свое дело, принося плоды? Или вы думаете, что все это делает необразованный крикун и его команда?!
Чтобы блюда азербайджанской кухни перестали красть, нужно получить на них патент
За последние несколько лет мы подали Министерству культуры заявки на 1500 блюд для списка кулинарного наследия Азербайджана, и идет кропотливая совместная работа в этом направлении. Мы собрали огромное количество наших древнейших рецептов, которые должны быть запатентованы, паспортизированы и только потом можно их обнародовать, выставлять на сайты, чтобы азербайджанские блюда уже не смогли украсть. Пока мы защитили авторским правом всего 20 блюд, потому что этот процесс очень тяжело идет, однако усиленно работаем дальше.
Например, я нашел в архивах кулинарную книгу повара Шаха Исмаила Хатаи, которая была выпущена в 16 веке. Наши работники перевели, изучили ее и узнали, что шах очень любил долма-кябаб из виноградных листьев. Мы восстановили этот рецепт, а через пару лет наши соседи на одном из фестивалей преподнесли долма-кябаб как древнеармянское блюдо. Как видите, сразу воруют, поэтому надо быть очень осторожным и не разбрасываться рецептами, пока они не будут запатентованы.
Я сейчас могу поделиться рецептами 4 тысяч блюд нашей национальной кухни, но зачем – чтобы их незамедлительно украли? Есть максимум 50 рецептов, которыми делятся блогеры и по которым готовят в местных заведениях. Мы создали первый в Азербайджане этно-ресторан «Xanədan», где можно отведать блюда, которых нет ни в одном ресторане, и предлагаем их посетителям по гораздо более низкой цене. В этом заведении можно попробовать блюда девяти азербайджанских ханств, примерить одежду ханов, их жен и при желании сфотографироваться.
Мы работаем с библиотеками всего мира, поднимаем архивы. Если не находим книг того периода, то используем хотя бы кухонные тетради поваров, которые готовили для наших ханов. Мы должны восстановить все эти великолепные блюда – разве наш народ сегодня не достоин их попробовать?
Кроме того, в нашем ресторане вы можете отведать блюда, приготовленные в каменной посуде. Благодаря поднятой из архивов кулинарной книге Махмуда Ширвани, который в начале 15 века был поваром Султана Мурада, мы узнали, что еда, приготовленная в каменных казанах, получается гораздо вкуснее и обладает более полезными свойствами. На протяжении четырех лет я искал камни, которые подошли бы для изготовления посуды, и этот процесс протекал очень трудно, учитывая, что в одних камнях присутствует радиация, а другие разваливаются от тепла и холода. В итоге мы нашли подходящий камень, и смастерили из него посуду. В том же этно-ресторане готовят древние блюда Азербайджана в специальных самоварах, которым более 3700 лет.
Также благодаря исследованиям мы узнали, что до того, как люди стали изготовлять каменные саджи, они использовали шкуру животных для приготовления пищи. Вы когда-нибудь пробовали мясо, жаренное на шкуре? Это самое древнее блюдо на земле. Когда мы об этом узнали, то на протяжении пяти месяцев экспериментировали со шкурами разных животных – весь рынок рогатого скота работал на наши нужды. И, добившись хорошего вкуса, презентовали ресторанный вариант, подав его на Новруз байрамы нашему Президенту.
Мы особо не афишируем свой ресторан, потому что реклама делается не только криком. Те люди, которые однажды к нам пришли, становятся нашими постоянными посетителями, и рекомендуют нас своим знакомым. А это самая действенная реклама.
Кстати, вы знали, что в Азербайджане насчитывается 380 видов долмы? И что наша ассоциация и центр проделали огромную работу, чтобы доказать, что это блюдо – наше? В ходе исторических и языковых исследований мы подняли все армянские толковые словари, в которых нет ни одного упоминания о долме или лаваше. Это очень кропотливый труд, но это нужно было сделать, чтобы доказать врагу свою правоту.
Как вы думаете, кто-нибудь из этих крикунов участвовал в защите лаваша и долмы? Они только усиленно мешали.
Для того чтобы быть фуд-блогером, нужно иметь профильное образование
Наша ассоциация работает только с достойными, знающими свое дело фуд-блогерами, а не с безграмотной дребеденью. Например, со Сталиком Ханкишиевом, Ольгой и Павлом Сюткиными, с теми зарубежными фуд-блогерами, которых направили к нам МИД, Министерство культуры, депутаты и т.д. За год они сняли множество фильмов об азербайджанской кухне. Также мы сняли десятки фильмов с Айнур ханум Талыбовой в регионах.
С местными блогерами тоже дружим. Например, на фестивали хлеба, варенья, плова и т.д. были приглашены Азер Гариб, Гамид Гамидов, Вячеслав Сапунов и другие.
Зарубежные участники и руководители кулинарных организаций все, что снимают у нас, грамотно размещают на своих сайтах и страницах, и я считаю, что это более эффективная реклама.
Постоянно работает передача на Xəzər TV «Нуш олсун», которую ведет наш специалист Агакерим Шамидзаде, имеющий более полумиллиона подписчиков. Он каждую передачу готовит в нашей библиотеке с нашими специалистами. Также работает наша студентка Фидан ханум. Она перспективная, молодой специалист, грамотно освещает кухню и связанные с ней события.
Этот список можно продолжать. Мы считаем, что фуд-блогерами по азербайджанской кухне должны быть только специалисты.
В скором времени мы будем подготавливать новых фуд-блогеров из тех людей, которые учатся в соответствующих вузах. Курс уже готов. Потому что они должны хотя бы уметь готовить – снимая видеорецепты, не видоизменять их, не забывать добавлять в чыгыртму яйца или томат в бакинский бозбаш, как это сделали некоторые критикующие меня псевдопатриоты, не имеющие даже кулинарного образования. Заведомо или из-за нехватки знаний они вредят своей стране, давая армянам повод над нами посмеяться.
Вокруг меня могут находиться только умные и талантливые кулинары, которые будут работать на уровне и получат мощную поддержку от меня. Больше 10 тысяч азербайджанских поваров работают за рубежом, и каждый из них ежемесячно присылает домой минимум тысячу долларов. Я приношу деньги своей стране, и я этим горжусь. 15 лет назад во всех отелях Баку шеф-поварами были иностранцы, а сейчас – азербайджанцы. И это очень хороший показатель нашей работы.
Мы работаем с разными ТВ-каналами мира. Я думаю, что это тоже эффективный метод пропаганды. Ведь ТВ-программы – и наши, и зарубежные – имеют гораздо большую аудиторию, чем блогеры. Кроме того, снятые фильмы показывают не только в эфире, но и размещают в социальных сетях, в Youtube и т.д. Только на этой неделе у меня было два интервью – одно полуторачасовое на русском, второе – сорокаминутное на азербайджанском языке, а также прямой эфир.
Другое наше направление – это работа с гидами. Мы уже поводили и проводим занятия с ведущими гидами. Занятия проходили в Университете туризма и в ресторанах «Ханедан». Мы их обучали, как нужно представлять, показывать и рассказывать о нашей кухне. Считаем, что это очень эффективная форма пропаганды. До нас в этом направлении еще никто не работал.
Мы хотели бы посмотреть, не используя наши работы, наши открытия, блюда, которые мы нашли, восстановили, запротоколировали в книгах, внедрили, кто-нибудь в стране способен что-то снять и показать?
Есть ли у нас люди или организации, которые знают не 4 тысячи, а хотя бы 300-500 блюд азербайджанской кухни? Есть ли хоть кто-либо, кто может выстоять против армянского плагиата?
К сожалению, многие люди просто эксплуатируют кулинарию, национальную кухню в меркантильных целях, ради славы, известности, денег, часто извращая суть национальной кухни, они не национальную кухню пропагандируют, а только себя, и очень вредят этим общему делу. Хвалят противника и дают ему оружие в руки. Такие и на пушечный выстрел не смогут к нам подойти.
Я могу вам предоставить диплом о высшем образовании, подтверждающий, что я действительно технолог общественного питания, действительно мастер-повар, доктор наук, профессор. Я был самым молодым мастер-поваром в Советском Союзе, а также первым и единственным специалистом в области кулинарии на постсоветском пространстве, удостоенным высшей награды WACS, которую за 90 лет ее существования получили всего 96 человек, настолько высоки предъявляемые ею требования. Могу показать вам Президентский диплом и медаль WACS, которую из 12 миллионов членов этой организации получили всего 29 человек, а также диплом о том, что я член Французской национальной академии и т.д.
Помимо всего прочего я участвовал во множестве научных конференций, написал большое количество кулинарных книг. За последние 5 месяцев я потратил на свою работу примерно в 8 раз больше средств, чем было выделено государством на год, потому что умею находить спонсоров и получать гранты. Человеку просто нужно вбить в поисковых системах «Тахир Амирасланов» на русском, азербайджанском, английском и посмотреть, сколько информации выйдет.
Наша ассоциация не любит кричать о том, что мы будем делать. Мы делаем, а потом при необходимости даем короткую информацию. Все, что сделано, в виде отчета отправляется в вышестоящую государственную структуру, а в Ассоциации доводится до наших членов.
В довершение скажу, что я никогда не просил у государства наград. Спасибо Министерству культуры за то, что наградили меня званием почетного работника культуры. Спасибо Президенту за то, что удостоил меня звания заслуженного работника культуры и ордена «Шохрат». Письмо с поздравлением от глубокоуважаемой Мехрибан ханум Алиевой в связи с 25-летием ЦАНК – одна из моих высших наград. Это оценка моего труда, причем очень высокая оценка, о которой некоторые люди могут только мечтать. И я буду продолжать оправдывать оказанное мне доверие, без крика, без шума, только лишь работой.
Лейла Мамедова