Фархад Ашурбейли бросает вызов Таиру Амирасланову: «Кроме участия в местечковых фестивалях мы ничего не делаем»
С развитием туристического сегмента в нашей стране по вполне понятным причинам встал вопрос развития и прочих отраслей.
Как известно, в основном туристов интересуют два направления – развлекательная составляющая и местная кухня. Как раз по второму пункту у азербайджанских специалистов в данной области частенько возникают междоусобные прения и дебаты.
Известный фуд-тревел блогер Фархад Ашурбейли, не раз обличавший проблемы продвижения национальной кухни за пределами нашей страны, недавно выступил с резкой критикой в адрес Ассоциации национальной кулинарии и ее руководителя Таира Амирасланова. Блогер утверждает, что работа Ассоциации в плане продвижения нашего кулинарного наследия в массы не просто непродуктивна, а отсутствует напрочь.
Также Ашурбейли заявил о планах создания собственной организации по пропаганде нашей кухни на международном уровне.
1news.az побеседовал с Фархадом с целью узнать насколько решительно настроен блогер и каковы основные тезисы в его обвинениях против структуры, непосредственно отвечающей за то, чтобы нашу кухню узнавали и признавали во всём мире.
— Фархад, вы очень часто говорите о проблемах в популяризации нашей кухни за рубежом. Обозначьте - какие главные недочёты в этом вопросе существуют на данный момент?
— Начнём с того, что гастрономический туризм не может развиваться без пропаганды национальной кузни. То есть, пропаганда является основным толчком для развития гастрономического туризма. Всё просто и не надо изобретать колесо. Это - проверенная формула: ты рекламируешь кухню и после этого получаешь гастротуризм.
Но проблема как раз в том, что мы не рекламируем свою кухню. 25 лет существует организация, которая обязана заниматься пропагандой, развитием и сохранением кулинарных традиций, но кроме печатания книг и участия в местечковых фестивалях – мы ничего не делаем. Наша кухня, имеющая всё для того, чтобы стать приманкой для огромного количества туристов, прозябает в неизвестности только потому, что у нас её продвижением занимаются люди, которые ничего в этом не смыслят. Они просто не имеют понятия что такое маркетинг, как нужно развивать свой рынок и выходить на иностранные.
— И как, по-вашему, можно исправить данное положение?
— Решение в создании отдела или команды заинтересованных людей, которые живут этой темой, которые готовы и способны что-то сделать. В первую очередь, нам надо активно заняться пропагандой. Да, Ассоциацией было проведено огромное количество работы в научном сегменте, этого я не отрицаю. Но вы же понимаете, что какой-то юнец из Англии, который хочет приехать сюда, не будет думать о том, что из нашей кухни считается достоянием по версии UNESCO, а что нет, какие споры идут вокруг долмы и какие научные работы проводились. Его интересует – что ему покажут и преподнесут, он хочет видеть рекламу. А мы в 21-ом веке до сих пор работаем на уровне заседаний и семинаров.
Научная работа необходима, но нельзя ограничиваться только ею. То есть, мы имеем орган управления, который кроме научной составляющей, ничем заниматься не хочет. Но когда несколько лет назад я указывал им на их ошибки во взаимодействии с социальными сетями и рассказывал о том, что это легчайший способ демонстрации информации и продажи своего продукта, мне ответили: «У нас нет айтишника». Я не шучу - в ответ на моё замечание по данному поводу в письменном виде, мне сказали о нехватке «айтишника».
— Раз вы сами утверждаете, что Ассоциация должна заниматься научной деятельностью, так может необходимо отделить эту работу от маркетинга? Это ведь не одно и то же…
— Согласен. Но вторая проблема заключается в том, что органы ответственные за нац. кухню, ни сами не хотят взаимодействовать с общественностью, ни другим не дают. Они, как собака на сене - заявляют свои монополистические права на любую деятельность в области кулинарии. Сначала они угрожали мне судебным преследованием, когда я открыл Школу кулинарии, а потом предъявляли претензии, когда я готовил без перчаток в телевизионных программах. Хотя на встрече с «жалобщиками» я объяснил, что создал передачу наподобие программы знаменитого Джейми Оливера, который тоже готовит без перчаток, как и Гордон Рамзи, как весь продвинутый кулинарный мир. На это мне ответили – «Разве они повара»? Я рассказал, что это не просто повара, а всемирно признанные кулинары, миллионеры с сетью собственных ресторанов, почти у каждого из которых мишленовские звёзды. На это мне сказали ещё более абсурдное: «У меня этих мишленовских звёзд сорок килограмм лежит».
Наша кулинарная Ассоциация привозит медали, но откуда? Это средние, местечковые соревнования, а не мировые. Ни разу мы не участвовали в «Золотом бокюзе» – а это лицо международной кулинарии.
Одним словом: Ассоциация – это бюрократическая система, которая должна заниматься научными исследованиями, а пропаганду доверить другим.
Из-за этой несостыковки мы потеряли 25 лет, потеряли целый пласт культуры, потеряли возможность создания современной азербайджанской школы кулинарии, современной школы по выпуску кадров. Нам надо будет это навёрстывать ещё столько же лет.
Мне лично очень стыдно, когда я путешествую по миру и снимаю рецепты, что нас нигде не узнают. У меня спрашивают откуда я, а потом уточняя, спрашивают – «А, это рядом с Грузией и Арменией?». И это мне говорят повара. Люди не знают нашу кухню, и так будет продолжаться, пока не станут решаться проблемы.
Гастротуризм приносит миллиардные доходы странам, которые на него ориентированы. Все, кто едут в Грузию прекрасно знают, что грузинская кухня является одной из причин приезда туристов. Грузины это знают и сами делают акцент на своём гостеприимстве, кухне и виноделии.
У нас самая богатая кулинария в регионе. Охватить ближайшие страны, особенно СНГ, для нас было бы плёвым делом при должном отношении к рекламе. Но даже для этих стран долма является соседней, лаваш является соседним, хашлама является соседней, гранаты тоже. Не говорю уже про абрикосы, которые армяне сделали символом нации. И они выигрывают на гастротуризме, а мы ничего не выигрываем. Хотя можно было бы давно просто взять и сделать всё как надо.
— А вы делаете?
— Делаю. Почему я могу снимать ролики про наши блюда? Могу ездить в Турцию и давать ифтары азербайджанской кухни, чтобы прорекламировать нас? Чем это не пропаганда? Надо работать.
У нас огромное количество людей, живущих за границей, которые готовы посодействовать в этом. Я поддерживаю с ними связь, посылаю им материалы. Чтобы этим всем заниматься, надо это дело любить. В этом случае ты будешь и пробивать, и лоббировать, и требовать. У нас же всё заканчивается тем, что это не прописано в уставе, у нас нет денег и т.д…
Нет денег? Получи грант. Пока ты не будешь требовать, пока не будешь кричать о проблемах, так и будешь топтаться на одном месте.
— Вы предложили создать организацию на общественных началах – «Защита и продвижение национальной кухни Азербайджана». Вы правда серьёзно настроены или это был просто крик души в Фейсбуке, где он и останется…
— Нет, я буду заниматься этим и уже занимаюсь. Я веду переговоры с разными ведомствами, крупными холдингами, меценатами. Я уже попросил представлять нас Турции, а также в Америке у Фариды Буюран – нашего знаменитого кулинарного автора. У меня есть отличные друзья в Лондоне, которые приезжали сюда и писали книги про азербайджанскую кухню и эти книги потом перепечатывались на многие языки. Я буду поднимать все эти вопросы в госкомитете туризма, в министерстве культуры - они охотно откликаются, и мы будем активно сотрудничать.
Да, мы будем заниматься пропагандой нашей кухни на общественных началах, я создам эту организацию. Раз этим не занимается ведомство, в чьи обязанности это входит, то мы сделаем всё сами.
Мой самый главный тезис по данному вопросу – наши потомки не простят нам, если мы потеряем ещё и нашу национальную кухню.
Отметим, что 1news.az также побеседовал с президентом Ассоциации национальной кулинарии Азербайджана и главой Центра национальной кулинарии Таиром Амираслановым, чью точку зрения мы опубликуем в следующей статье на данную тему.
Фарида Расулова