Теймур Гаджиев: «Низкопробная местная продукция заполонила наши кинотеатры» | 1news.az | Новости
Интервью

Теймур Гаджиев: «Низкопробная местная продукция заполонила наши кинотеатры»

16:05 - 19 / 02 / 2018
Теймур Гаджиев: «Низкопробная местная продукция заполонила наши кинотеатры»

С основателем компании FIL PRODUCTION, режиссером и продюсером Теймуром Гаджиевым 1news.az беседовал не раз, и при нашей последней встрече год назад мы рассуждали о кинематографе как о важной отрасли креативной экономики, а также об авторском кино.

Тогда, завершая беседу, Т.Гаджиев посоветовал всем, кто хочет снимать кино, «учиться и искать, найти и не сдаваться». Причем, он не просто цитировал, а четко знал, о чем говорит, потому что сам Теймур на пути к нынешним успехам прошел через немало трудностей. О том, как сегодня Т.Гаджиев оценивает собственные победы, состояние отечественного кинематографа, о его плюсах и минусах - в нашем интервью.

Теймур, беседуя год назад, мы условились о встрече, чтобы поговорить о некоторых итогах, озвученных Вами тогда планов. И вот, как говорится, этот день настал.

Читайте по теме:

Креативная экономика на большом экране: есть ли будущее у азербайджанского кинематографа?

И мне есть, чем поделиться. Во-первых, я почти закончил свой третий фильм под названием «Соль/перец по вкусу». Если быть точнее, закончились только съемки и «черновой» монтаж. Но об этом я расскажу чуть позже.

Во-вторых, за последний год с нами случилось немало продюсерских успехов, связанных с фильмом «Яшар» режиссера Эльвина Адыгезала, азербайджанским продюсером которого являюсь я, а французским – Этьен де Рико. 

Впервые в истории мы оказались в списке победителей фонда Хуберта Балса при Роттердамском кинофестивале, а это достаточно серьезная заявка на качество, учитывая общий уровень выигравших проектов. До этого «Яшар» уже был отобран в секцию «Produire au Sud» Нантского кинофестиваля, а также был награжден призом в конкурсе питчингов  «Bстречи на Мосту» при Стамбульском кинофестивале.

А можно подробнее обо всех этих победах?

«Встречи на мосту» это ежегодный форум при Стамбульском кинофестивале, на котором традиционно проходят презентации проектов европейских продюсеров, соответствующие тренинги, а также конкурс питчингов перед международным жюри, по итогам которого мы и выиграли услуги по цветовой коррекции фильма.

Призом же от фонда им. Хуберта Балса явились деньги, которые нам выделили на развитие сценария.

Теймур, возможно, не все читатели знают, что такое питчинг, и как вообще понимать, что сценарий еще не готов, а деньги на его написание и цветовая коррекция еще не снятого фильма уже выиграны.

— Согласен, что людей, далеких от процессов современного европейского кинопроизводства, ситуация выглядит необычной. Дело в том, что во многих странах сам процесс производства кино сильно отличается от того, как это происходит у нас. Вначале пишется синопсис – это, как известно, максимально краткое изложение сюжета, буквально на трех-четырех страницах.

Потом готовится тритмент, где сюжет уже раскрывается чуть подробнее. Так вот, на Западе уже на ранних стадиях почти все кинематографисты участвуют в различных форумах и питчингах, где профессионалы индустрии оценивают потенциал той или иной идеи, и, увидев что-то стоящее, помогают соискателям в разработке будущего сценария.

Это весьма поверхностное объяснение процесса, но представление об этой многоступенчатой системе, думаю, стало понятным.  

Так вот, в Стамбуле мы представили 12-страничный тритмент фильма «Яшар». При этом Эльвин приехал немного раньше для прохождения консультаций с профессиональными сценарными консультантами, по итогам которых в первичный тритмент были внесены существенные изменения. Потом к нему присоединился я, и мы уже вместе провели несколько встреч с продюсерами, сценаристами и другими участниками форума. И только потом уже выступили перед жюри.

Представив на его суд только тритмент?

Не только, у нас на тот момент были другие наработки: фотографии, раскрывающие атмосферу будущего фильма, и трейлер, после просмотра которого у зрителей складывается впечатление о стиле и видении режиссера.

И уже на этом этапе вы выиграли услуги по коррекции цвета?

Да, мы даже подписали контракт. Конечно, он имеет временные рамки, но я думаю, что мы успеем им воспользоваться.

Это очень круто. Неужели действительно никто у нас больше не снимает фильмы, следуя этим правилам? Ведь очень здорово получить поддержку профессионалов, услышать их мнения, замечания вовремя, то есть, еще в процессе работы над будущим фильмом.

Это сложно, потому что здесь важна командная игра, то есть, важно, чтобы и сценарист, и режиссер, и продюсеры одинаково были заинтересованы в качестве создаваемого ими фильма. Сейчас мы работаем над завершением последней версии сценария и готовимся к тому, чтобы подавать заявки в европейские фонды для получения денег на съемки.

То есть, победа в Голландии это премия, которая позволит качественно провести работу над сценарием?

Да. Причем, это действительно важное достижение, своего рода «знак качества» на нашем фильме, потому что по контракту лого фонда Хуберта Балса должно обязательно быть в титрах «Яшара».

А это, поверьте, дорогого стоит, потому что уже сейчас наш фильм ждут в Европе.

А в Нанте что Вы делали?

Там нам представилась прекрасная возможность получить бесплатную «прокачку» от ведущих европейских консультантов по сценарному делу, пройти мастер-классы с ведущими французскими и немецкими продюсерами, пообщаться с дистрибьюторами и агентами по продажам, понять их нужды и требования к приобретаемым фильмам.

И это были не просто разговоры, мы погрузились на это время в европейскую систему кинопроизводства и проката, а это – совершенно другой, весьма сложный мир со своими довольно жесткими правилами.

Теймур, за прошедший год Вы очень изменились, стали намного увереннее себя чувствовать, что ли. Я бы сказала даже, заматерели…

Да, но при этом очень устал. Кроме того, работа над фильмом, это – и немалые страдания, в том числе и материальные (смеется). Мне, будучи во Франции, было весьма неловко видеть их уровень взаимодействия с кинематографом и понимать, насколько велика разница подходов у них и у нас.

Взять хотя бы простых зрителей. Вот Нант, вроде, не самый крупный город во Франции, но на каждый из фестивальных фильмов выстраивались огромные очереди. Причем, и фильмы шли не «звездные», на чужих для них языках, с субтитрами!

Но люди стояли в очередях на пару кварталов, чтобы каждый день посмотреть что-то новое, причем, независимо от возраста: среди зрителей были и совсем молодые ребята, и люди весьма почтенного возраста. Тогда я понял, что для французов кино – это религия!

Да, действительно, сложно сравнивать. Но тогда, получается, вы не рассчитываете на внимание зрителя здесь, в Азербайджане. Ведь вы снимаете далеко не то, на что сегодня массово идут в кино наши люди.

– Ну, почему, какой-то зритель у меня есть и в Баку. Скажем, «Шанхай, Баку» посмотрело около 27 тысяч человек.

Да, но я не о просмотрах онлайн. Вы же понимаете, что такое кино – интеллектуальное, заставляющее думать, массовых сборов не принесет. Так что движет Вами? Ради чего Вы все это делаете? Ведь сами говорите, что это – «немалые страдания».

– Я делаю это потому, что не могу не делать. Есть же такая штука как призвание. Я об этом уже говорил в своих интервью не раз, в том числе и вашему изданию.

Кроме того, очень важным является фактор фиксации реальности или, как выразился Теймур Даими: «…ибо природа человека как свидетеля вмещает в себя и невозможный уровень предельных интеллектуальных обобщений, как то: акт свидетельствования заключает в себе смелое предположение относительно того, что реальность свидетельствует о самой себе не иначе, чем через человека».

Та низкопробная местная продукция, которая сейчас заполонила наши кинотеатры – у меня язык не поворачивается назвать это кинематографом, – не способна фиксировать реальность, в которой мы живем, дать пищу для размышлений, обогатить своих зрителей. Познакомить, в конце концов, с нашей реальностью нас самих, а затем и остальной мир. С точки зрения визуальной культуры мы отстаем не только от Европы, Америки, Азии, тут нам могут дать большую фору даже некоторые из беднейших стран Африки!

Кроме того, основная наша цель – это познание киноязыка, его разработка, выведение на новый виток восприятия. Это наш единственный шанс как страны поставить свое имя на кинематографическую карту планеты.

Сейчас пытаются снимать то, что однозначно соберет залы. Думающей публики все меньше, причем, это не только у нас так. Так ради какого зрителя Вы будете снимать свое кино?

– А ради какого зрителя Луис Бунюэль снимал своего «Андалусского пса»? Кстати, деньги на съемку этого шедевра мирового кинематографа выслала ему мама.

Тут нарекания вызывает сама поставка вопроса. Большая ошибка – программировать фильм под какую-либо специальную аудиторию, в том числе и под международные фестивали. Это чревато большими разочарованиями. Разумеется, речь идет о серьезном кинематографе, а не о мусоре, который штампуют наши самозваные дельцы от кино.

– А все же, есть ли надежда, что когда-нибудь и в Баку зрители будут выстраиваться в очереди, чтобы попасть на все фильмы какого-нибудь кинофестиваля?

– Возможно, при непосредственном и плотном участии государства в развитии отечественного кинематографа. А пока мы имеем то, что имеем: сегодня экономически не выгодно снимать настоящее кино.

И что самое обидное – большинство наших людей, даже весьма обеспеченных, все равно не могут разорвать порочный денежный круг. Для них понятие вклада в культуру собственной страны отсутствует напрочь. 

– А Ваш новый фильм «Соль/перец по вкусу» когда и где сможет увидеть азербайджанский зритель?

– Надеюсь, что по завершению монтажно-тонировочного периода мы обязательно организуем закрытый показ. Ну, а онлайн он появится позже, уже после фестивального цикла.

А почему так много времени заняла работа над фильмом?

– Потому что съемки – процесс нелегкий сам по себе, тем более, когда ставится задача выдать что-то мало-мальски достойное на выходе. Нам постоянно чего-то не хватало в этом фильме, поэтому мы снимали, потом переснимали, монтировали, еще снимали… И все это до тех пор, пока картина не стала более или менее ясной. 

Конечно, мы немного затянули со всем этим делом, но, как бы пафосно это ни звучало, во все, что мы делаем, мы вкладываем душу.

– Банальный вопрос про планы на будущее будем включать в беседу?

– Почему бы и нет? Потихоньку готовлю свой дебютный полный метр. Идея уже есть. Я хочу сделать что-то новое. Это – возвращаясь к теме о развитии киноязыка.

– Спасибо за беседу!

– И Вам спасибо!

Натали Александрова

Фото предоставлены Теймуром Гаджиевым

Поделиться:
6348

Последние новости

Все новости

1news TV