Новруз Аслан: «Мы должны воспитать личность»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли меджлиса, председателем Общества Красного Полумесяца Новрузом Асланом.
- Новруз муэллим, представляется ли Вам удовлетворительным состояние азербайджанской культурно-духовной среды?
- Благодарю Вас за вопрос, он весьма актуален. В азербайджанской культурно-духовной среде наличествуют серьезные проблемные моменты. И это наряду с творческими обретениями в культуре, литературе, науке. В особенности это касается области культуры, здесь проблемы наиболее зримы, они обрели отчетливые негативные очертания. Если более конкретно, то это проблемы в ныне модном шоу-бизнесе, который, как известно, прописался в нашей культуре. Эта проблемность – предмет серьезного беспокойства. К тому же все последние годы наблюдается «отключение» значительного числа наших людей от серьезных книг и классической музыки. Хочу сказать, что в обществе есть такие проблемы, которые обязано решать само это общество посредством формулирования социального заказа. Этот «решенческий» процесс также должен быть запущен как на уровне создания законодательной базы, так и на уровне государственного администрирования. Оснований для беспокойства более чем достаточно: азербайджанская культурно-духовная среда «не дотягивает» до привычных нам профессионально-этических стандартов. И все же внушает оптимизм ныне наблюдаемое стремление подтянуться. Азербайджанское общество начинает осознавать нетерпимость такого положения вещей, что само по себе шаг в позитивном направлении. То есть признание обществом кризисных проблем рождает уверенность в их принципиальной разрешимости, появляется ощущение того, что зеленый свет загорелся. Словом, общество вернется в свою колею развития. Скажу так: в нашей жизни присутствуют как писаные, так и неписаные правила и они должны быть сбалансированы – рано или поздно. В решении общенациональных, судьбоносных проблем обязательно присутствует задача тотальной ответственности, она должна разделяться каждым, воприниматься как личный гражданский долг. Иными словами, в сознании наших людей должна укорениться мировоззренческая максима: «Что я могу сделать для государства, для народа» и стать императивом национально-государственного бытия. Антипод этой максимы - «Что может сделать государство для меня?» - очевидно деструктивен. Думается, что задача привития патриотической гражданственности должна возлагаться прежде всего на масс-медиа, деятелей культуры, – всех лиц творческих профессий. Пришло время вплотную заняться решением важнейшей, судьбоносной задачи нации, – воспитанием личности с государственническим сознанием. Если мы, как общество, нация и государство, не возьмемся за это, то доживем до больших трагедий. Надо научиться предвидеть опасности такого будущего, для чего, естественно, необходимо создать научные центры, взяв за основу принцип междисциплинарности в исследованиях. Такого рода структуры смогут по мере надобности оказывать содействие выработке социально-политического курса.
- Не секрет, что смена поколений всегда была сопряжена с трудностями морально-психологического характера. Проблема «отцов и детей» была и остается актуальной. Вместе с тем мы видим попытки «продвинутых», постмодернистски настроенных лиц, противопоставить «детей» «отцам».
- Вы абсолютно правы: проблема «отцов и детей» вечна и уже потому всегда злободневна. Молодые воплощают в себе все новое, они революционны по определению. Молодые умы претендуют на новаторство. Однако мы должны стремиться к тому, чтобы смена поколений протекала гармонично, с задействованием коллективной мудрости и жизненного опыта народа, который выработал свои нормы регулирования межпоколенческих отношений. Мы должны быть чутки к социокультурным моментам национального бытия, потому что именно сегодня, на этапе транзита, обостряются межпоколенческие отношения. Верность традициям позволит нам в ситуации транзита не допустить разрыва между «отцами» и «детьми», не доводить дело до тотального непонимания. Для нас важен пример этнически и конфессионально близких народов. В Турции, к примеру, молодежь в одежде и поведении практически ничем не отличается от своих западноевропейских ровесников, но ее имидж ничуть не вредит чувству турецкого патриотизма.
- Тема поколений, видимо, имеет свою моральную глубину... Не так ли?
- Да, «отцам» и «детям» важно научиться понимать друг друга и такое понимание налаживается в русле ментальных норм, к примеру, уважения к старшинству, заботы о родителях, сердечного отношения к малым детям, сохранения присущей азербайджанцам «большой семьи», когда дети, обзаведшиеся своими семьями, продолжают числиться членами родительской семьи. Молодые люди, не знающие этих особенностей семейно-брачной культуры, поневоле становятся маргиналами, то есть чужими среди своих и чужаками среди чужих. Они воспринимаются либо людьми из какого-то исторического далека, либо иностранцами. Социокультурность, как укоренение культуры в историческом социуме – важнейший признак национального человека. Инокультурность, точнее, недостаточность национального элемента в структуре личности, ведет к космополитизму. Такой человек воспринимается как биологическое существо, без норм этикета и этики. Человек – существо биосоциальное и его социальность, точнее, социокультурность, имеет зримые конкретно-исторические черты. В нашем случае современный азербайджанец должен ощущать свою почву в этических нормах ислама, однако с той поправкой, что в нашем прошлом была богатая практика модернизации государства и общества. Следовательно, наше отношение к нормам ислама преломляется сквозь опыт жизни в светском государстве.
- Вы уже отметили, что шоу-бизнес, будучи новым явлением, порождает определенные проблемы... Нельзя поподробнее об этом?
- Я считаю, что практика «производства» шоу должна иметь свои пределы и не распространяться, например, на высокие жанры литературы, драматический театр, серьезную музыку. Привнесение в эти области культуры элементов шоу-бизнеса вроде придания ложной сенсационности, внедрения коммерческих отношений чревато перерождением этих сфер высокого творческого духа. Ведь творчество само по себе не терпит суеты и по существу враждебно меркантильным соображениям. И, к сожалению, коммерциализация уже порождает здесь массу проблем. Государство должно четко видеть черту, за которую рынок не должен заходить. Только в этом случае мы вправе ожидать от личности служения общественным целям. В этой связи хочу сказать несколько слов о тех, кто призван сеять разумное, доброе и вечное. Наша интеллигенция - наша культурная элита - обязана помнить о своей духовной миссии, быть образцом этичности, проявлять терпимость к несовпадающим мнениям, не прибегать к оскорблениям оппонентов. Потом они, эти люди, возмущаются тем, что молодежь проявляет к ним пренебрежение. Так зарождается противоречие, которое в своих крайних проявлениях обозначается антагонизмом поколений. Старшее поколение может и обязано высказать критическое отношение к эпатажным, нехудожественным и аморальным образцам шоу-бизнеса. Но оно будет услышано только при наличии стойкой репутации, личного безупречного поведения.
- Сегодня немало тех, кто недоволен уровнем азербайджанского шоу-бизнеса. Что, по-Вашему, надо предпринять для улучшения ситуации? Может быть, стоит обратиться к опыту турецкого и российского шоу-бизнеса?
- Российский и турецкий шоу-бизнес заметно различаются. К сожалению, мы заимствовали образчики турецкого шоу-бизнеса с присущей ему скандальностью, но оставили без внимания его достоинства: организацию концертов, пропаганду творчества и т.д. В российском шоу-бизнесе мы не наблюдаем скандальных выходок, возможно и потому, что они не транслируются ТВ. Не заметно проявлений взаимной ревности в артистической среде. Однако у нас есть такие певцы, которые считают приличным публично высказывать свою нелюбовь к своим коллегам. Я хочу им сказать: мы должны чтить нравственные устои нации.
- К слову сказать, в обществе циркулирует мнение о необходимости принятия закона по шоу-бизнесу. Считаете ли Вы, что такой закон необходим?
- Подготовка и принятие такого закона – дело важное и необходимое. Правда, принятие такого закона само по себе ничего не гарантирует. Здесь центр тяжести приходится на правильное применение закона.
- Надо ли восстанавливать художественные советы?
- Я против восстановления художественных советов в прежней форме, поскольку эти худсоветы повинны в запрете ряда высокохудожественных музыкальных творений. К примеру, композицию прекрасного композитора Рамиза Миришли «Далгалар» запретили к исполнению на ТВ. Видимо, будет правильнее создавать Совет экспертов. В эту структуру надо вовлечь талантливых композиторов, предоставить им возможность выступать на ТВ с рецензиями на музыкальные произведения. Прислушиваться к ним или игнорировать – дело самих композиторов. Свобода творчества остается краеугольным камнем азербайджанской культуры, равно как и свобода от пошлости.
К. Гамидов, 1news.az