Guardian: Испытание турецкой демократии
Турецкие генералы в своем предупреждении, что армия как абсолютный защитник атеизма не допустит исламистов, влезающих в конституционное наследство Кемаля , донесли до нас тяжелое эхо предыдущих военных переворотов. Прошло каких-то 10 лет, когда танки появились на улицах, чтобы помочь свергнуть Неджметтина Эрбакана, премьер-министра, который, по словам армии «перепутал политику с религией».
Исторически неуверенное демократическое управление в Турции - одна из причин, почему ее соответствие требованиям членства в ЕС было подвергнуто сомнению. Сторонники членства Турции в ЕС говорят, что именно это веская причина того, почему Турция должна войти в Европейское Экономическое Сообщество без дальнейших церемоний.
Но времена сильно изменились, даже если хулители Турции этого не заметили.
Заявление военных было почти ультиматумом. Оно выражало "твердое намерение" поддержать закон, нежели чем жаловаться, что она желала бы быть «одной из сторон в этих дебатах». Это выражалось в прямых угрозах безоговорочно свергнуть премьер-министра Реджеба Тайипа Эрдогана. Уверенная реакция Эрдогана также продвинулась вперед. В презрительном отзыве о военных он сказал, что немыслимо, что вооруженные силы бросают вызов избранному правительству в современной Турции. А Абдулла Гюль сказал, что изъятие его кандидатуры было "вне вопроса".
Семих Идиз, ведущий комментатор газеты «Milliyet», сказал, что эти обмены наметили своеобразный "водораздел" в развитии Турции. " Возможно, что военные перестарались на сей раз, - сказал он. - Правительство должно было оказать сопротивление армии, и оно это сделало. Это было морально оправдано и это позволило ему подчеркнуть его демократические намерения ".
Эти 700 000 демонстраторов, протестовавших против кандидатуры Гюля в Стамбуле, были одинаково оппозиционно настроены также и в отношении военного переворота, - добавил Идиз.
Европейский союз назвал этот конфликт в Турции "испытанием" для турецкой демократии. Фарук Лологлу, прежний посол Турции в Вашингтоне, который возглавляет, Центр Евразийских Стратегических Изучений в Анкаре, заявил, что опасения по поводу вмешательства военных генералов были явно преувеличены. " Военного переворота не будет ", - сказал он.
«Армия имеет право и даже обязанность выражать свою точку зрения, - добавил доктор Логоглу. - Но в результате вы увидите, что все эти проблемы будут решены политическими и законными методами или через выборы. Я думаю, что мы выкарабкаемся".
В интервью, которое А.Гюль дал в прошлом месяце в министерстве иностранных дел в Анкаре, он сказал, что ожидал, что оппозиция поднимет шум об угрозе светским устоям общества, кто бы ни был избран от партии Справедливости и Развитии. Для него спорный момент – это то, что его жена Хейрниса носит хиджаб.
"Президентские выборы всегда вызывают большое количество разногласий. Но никто уже не находит эти аргументы убедительными ", - заявил Абдулла Гюль. Имеют значение только результаты реформ, проведенных Эрдоганом: экономический рост составил 35% по сравнению с прошлыми годами.
Политические аналитики и должностные лица соглашаются, что на досрочных всеобщих выборах все равно победят Эрдоган и партия Справедливости и Развития.
"То, что происходит – это очень здоровые демократические дебаты, " – сказал высший правительственный чиновник. Военные были вынуждены делать свое заявление. Но в отличие от прошлых лет, сейчас все по-другому. Сейчас все функционирует согласно конституции.
Все равно, кандидатура Абдуллы Гюля выдвинула на первый план политические, религиозные и географические разногласия. "Гражданское общество становится все более активным. Это показывает систему демократических остановок и равновесие пока не достигнуто", - сказал доктор Логоглу сказал.
Перевод: 1news.az