Начало и конец третьей мировой войны. Часть вторая
Загадочная игра сильных мира сего, или Грядущее столкновение континентальных государств
Новый передел мира: от американской гегемонии к многополярности
С окончанием «холодной войны» в правящих кругах ведущих стран началась дискуссия по политическому переустройству мира и распределению сфер влияния в посткоммунистической эпохе. В середине 90-х годов прошлого столетия актуальность данной проблемы значительно возросла, а в начале нового тысячелетия она, по всей видимости, становится чрезвычайно важной темой повестки дня сильных мира сего.
В чём должна состоять новая позиция крупных держав на международной арене? На что им следует направлять свои усилия, наряду с решением неотложных и жизненно важных задач глобальной политики? Пожалуй, этими вопросами ныне обеспокоена западная академическая общественность, которая в последнее время всё больше задумывается о перспективах развития международных отношений.
Анализируя сегодняшнюю международную ситуацию, приходишь к выводу, что изучать тенденции мирового развития необходимо для того, чтобы выявлять те возможности, которые могут помешать реализации их. Тщательно исследуя характер текущих военно-политических событий, складывается такое впечатление, как будто всё мировое сообщество находится в состоянии геополитического вакуума. Причём, с точки зрения долгосрочной перспективы, сегодня особенно опасно то, что прежняя биполярная система, базировавшаяся на балансе двух сверхдержав, распалась, а новая всё ещё не сложилась. При этом отсутствие системы может порождать анархию и противоборство на международной арене.
В принципе, подобное развитие ситуации в настоящее время происходит во многих странах Евразии. В действительности, серьёзные геополитические события, произошедшие в мире за последние несколько лет, вполне закономерно трансформировали общемировую ориентацию в совершенно новую плоскость международных взаимоотношений. Суть этой всё ещё продолжающейся трансформации заключается в постепенном переходе мира от гегемонии США к многополярности.
Тем не менее, развитие современной геополитической ситуации в мире ясно показывает, что главными действующими лицами в новом тысячелетии являются, и будут оставаться, как и прежде, такие государства, как США, Россия, Китай, Япония, а также Евросоюз с доминирующей ролью Германии. Крах СССР и распад социалистического лагеря позволили США воспользоваться стратегической инициативой в вопросе перераспределения глобального баланса сил. С тех пор США претендуют на укрепление своей руководящей роли в мировой политике и делают это достаточно твёрдо и решительно. Американцы продолжают наращивать свой оборонный бюджет и Вашингтон тратит десятки миллиардов долларов на создание оружия. Разумеется, под это строятся соответствующие военные доктрины, цель которых не только участие в региональных конфликтах. По существу, уже сразу после событий 11 сентября 2001 года США приступили к созданию глобальной стратегической системы противоракетной обороны. Было бы наивно предполагать, что Белый дом предпринимает все эти усилия только для укрепления американской безопасности.
В настоящее время американский президент Джордж Буш в вопросах глобальной стратегии продолжает следовать линии предыдущих администраций, чтобы всемерно наращивать вес и влияние Америки, упреждая усиление возможных соперников. В частности, США настораживают позиции бурно развивающегося Китая, где происходят укрепление мощи и закупка нового вооружения. Колоссальное население, безудержно растущий уже два десятилетия экономический потенциал и огромное влияние на развитие политики внутри Азиатско-Тихоокеанского региона превращают Китай в мощную региональную супердержаву, которая в среднесрочной перспективе могла бы сильно влиять на развитие мировой политики. Хотя Пекин пока что не в состоянии бросить Вашингтону властно-политический вызов, в Белом доме уже с беспокойством ожидают того дня, когда Китай станет потенциальным конкурентом США.
Объединённая Европа – ещё один перспективный полюс складывающегося нового мирового порядка. Нынешнее состояние Европы выводит её на новую роль в международных отношениях, которая намного шире. Евросоюз активно выстраивает свой полюс в многополярном мире. Европа уже стала игроком и неважно, говорит ли она при этом единым голосом или нет, даже если она остаётся пассивным наблюдателем. Сегодня Европа заявляет о своей системе обороны, независимой от НАТО. Евросоюз был вынужден предпринять такой шаг из-за растущей обеспокоенности стремлением администрации президента Буша достичь абсолютной безопасности для своей страны. Ряд западноевропейских политиков подтвердил желание далее советоваться с США, но, уточнив при этом, что Вашингтон должен уважать автономность европейских государств и их право принимать самостоятельные решения. Есть целый ряд международных вопросов, которые вызывают острые споры в Европейском сообществе. Поэтому неудивительно, что в парламенте стран Евросоюза идёт бурное обсуждение проблемы создания совершенно новой архитектуры европейской безопасности.
Так, например, Германия, исходя из соображений собственной безопасности, всё активнее претендует на лидерство в европейских делах. Она взяла на себя ответственность за присоединение стран Восточной Европы к Евросоюзу. В этом случае всеобъемлющая интеграция стран бывшего социалистического блока в структуры ЕС выгодна, в первую очередь, именно Германии, которая надеется увеличить свой экономический потенциал за счёт потенциала восточноевропейских государств, входивших в зону германского влияния, и следовательно, укрепить свою роль в ЕС за счёт их голосов. Как ни странно, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, с которым недавно представилась возможность встретиться, высказался за поиск подходов к «новому порядку» при этом подчёркивая, что мир стал «многополярным» и останется таковым, ибо не существует одной единственной державы, способной поддерживать мировой порядок.
С другой стороны, на Евроазиатском континенте есть и другие геополитические игроки, также имеющие возможность влиять на международные события. Индия, Пакистан, Турция, Иран и Саудовская Аравия всё больше заявляют о себе на мировой арене как державы, по крайней мере, регионального уровня. Эти страны, где сегодня идёт очень быстрый рост вооружённых сил, пожалуй, можно причислить к следующему поколению кандидатов в региональные супердержавы.
Япония, как одна из самых экономически мощных и развитых стран мира, занимает особое место в числе наиболее вероятных претендентов на великодержавную роль. Страна восходящего солнца играет немаловажную роль в международных экономических институтах и всё более активно и решительно действует в современной геополитике. И хотя Япония по-прежнему остаётся составной частью военно-стратегической системы США, характер взаимоотношений двух стран, скорее всего, будет меняться, что позволит Токио, в соответствии с новыми реалиями, в перспективе настаивать на перераспре-делении власти и престижа в международной системе.
И, наконец Россия, которая, несмотря на заметное ослабление своих позиций, всё равно играет достаточно большую роль в мировой политике, и с ней считаются не потому, что она имеет ядерное оружие, а потому, что Москва до сих пор оказывает довольно ощутимое и сильное влияние в политическом плане. Россия, предпринимая хорошо обдуманные тактические и стратегические шаги, активно добивается укрепления своих позиций в различных регионах Евразии. Наращивая политическое и экономическое присутствие на пространстве бывшего СССР и далеко за его пределами, Москва никогда не оставит попыток восстановить своё былое могущество.
Между тем, третья мировая война набирает новые обороты. Постановка сценария театра военно-политических действий принадлежит Соединённым Штатам, которые абсолютно бесспорно диктуют основные правила и условия загадочной международной игры. Разумеется, США – мощная держава и страна гордится своим ежегодным ВВП, который в прошлом году составил более 11 триллионов долларов и военным бюджетом почти в 500 миллиардов долларов. В числе жизненно важных национальных интересов США значится обеспечение поставок нефти на мировые рынки. И потому, отношения США с арабским миром определяют два насущных фактора – контртерроризм и доступ к нефти, а также необходимость помешать любой враждебной силе установить гсподство на Ближнем Востоке и особенно в зоне Персидского залива. В этом контексте, в Вашингтоне твёрдо полагают, что Израиль способен стать мощной силой для перемен на Ближнем Востоке. В действительности, Израиль являет собой лучший пример государства, сумевшего создать успешную экономику, не имея природных богатств, особенно углеводородов. Поэтому США признают потенциал еврейского государства служить силой, обеспечивающей прогресс в регионе.
Однако Иран представляет серьёзную угрозу для национальных интересов США в ближневосточном регионе. На текущий момент Иран считается новым стратегическим региональным игроком, бросающим США и их союзникам вызов в зоне залива, по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Обладающий ядерным оружием Иран в лучшем случае спровоцирует гонку ядерных вооружений, в которую могут быть втянуты Саудовская Аравия и Египет, а в худшем варианте – ввергнет весь регион в широкомасштабную войну. Используя «Хизболлах» или посредством вмешательства в палестинскую политику и противодействия мирному выбору, Иран может разыграть палестинскую карту для раздувания собственного авторитета в мусульманском мире.
Совершенно очевидно, что продолжающаяся эскалация вокруг региональных конфликтов и усиливающиеся региональные противоречия обусловили новый международный беспорядок, который поставил Европу под угрозу восходящей роли США в глобальной политике. Официальный Вашингтон пытается доказать непреложную важность сохранения за Америкой международного превосходства, ведущей роли в мировых делах. Белый дом прикладывает максимум усилий, чтобы монополизировать американское господство в мире посредством различных военных акций против терроризма, тоталитарных режимов и стран-изгоев, назвав последних «осью зла».
Однако было бы ошибочным полагать, что США смогут неограниченно доминировать в мире. Использование Америкой крупномасштабных сил в одиночку уже сейчас вызывает сильное раздражение и серьёзную озабоченность у большинства стран мира. Соединённым Штатам пока практически не удаётся реализовать идею «PaxAmericana», ибо огромное сообщество европейских государств, именуемое Евросоюзом, арабские гегемоны Ближнего Востока, миллиардный Китай, а также великая ядерная и энергетическая держава Россия и её стратегические союзники Иран и Индия, превращающиеся в сильные региональные державы, стараются совместными усилиями существенно ослабить американское влияние, выступая при этом за формирование многополярности в современном мире.
Итак, мир, находясь в состоянии войны, судя по всему, движется к многополярности. По всей видимости, многополярность мира будет формироваться группированием наиболее сильных государств, объединённых общностью интересов на основании геостратегического партнерства и сложившихся исторических и традиционных связей. С одной стороны, это естественный процесс, так как он отражает волю реальных и потенциальных центров силы. Вместе с тем переходный период таит в себе немало опасностей. Суть этой весьма сложной трансформации заключается в быстром изменении баланса сил, что, согласно закономерностям политологии, всегда грозит вызвать новую дестабилизацию и военно-политические конфликты.
Продолжение следует…
Эльхан Нуриев, независимый эксперт-политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции