Гейдар Алиев в 1993 году: страницы интеллектуальной биографии | 1news.az | Новости
Точка зрения

Гейдар Алиев в 1993 году: страницы интеллектуальной биографии

10:08 - 15 / 06 / 2007
Гейдар Алиев в 1993 году: страницы интеллектуальной биографии

День национального спасения неотделим от образа Гейдара Алиева. 15 июня 1993 года – фактический день рождения Третьей Азербайджанской Республики. Здесь тот случай, когда формальный признак расходится с фактическим. 

Гейдар Алиев задал параметры новой модификации азербайджанской государственности. Он, в отличие от предшествующих президентов, шел своим путем, - перерешал проблему эффективности государства в ситуации, когда термин «демократия» затмил доводы разума и опыта. Государственно-политическое творчество Г. Алиева - закономерное проявление его жизненного пути. Необязательно знать дедуктивно-аксиоматический метод, чтобы сказать: политико-управленческое, а значит - интеллектуальное творчество Г. Алиева коренится в неповторимой жизненной ситуации, в череде ситуаций, составляющих эпоху. И оно, это творчество, вся эта совокупность решений прочитываются посредством его текстов. Текста как первичной данности и исходной точки всякой гуманитарной дисциплины. «Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные дисциплины». Эта мысль М. Бахтина работает на постижение замыслов и поступков Гейдара Алиева, запечатленных в его речах. 

1. «Вызволение государства из тисков кризиса»

«В Азербайджане строительство независимого государства, будучи последовательным и целенаправленным процессом, реально началось в октябре 1993 года». Время с июня, «с момента возвращения» 15 июня по октябрь 1993 г., Рамиз Мехтиев характеризует как период «серьезных шагов в вызволении государства и общества в Азербайджане из тисков кризиса». 1 июля 1993 года в своем интервью он называл первостепенные меры программы Гейдара Алиева - «формирование боеспособной армии, укрепление демократических завоеваний, вывод экономики из кризиса, создание стабильных, правовых и властных структур, и главное – консолидация, единство, сложение сил нации». Все было именно так. "Чтобы навести порядок, - скажет позднее президент, - мне понадобилось два с половиной года".

В 1993-1994 годах Гейдар Алиев сделал акцент на государственно-правовом творчестве, на законотворчестве, обеспечивающем правопорядок и, следовательно, стабильность. Политический курс Г. Алиева, в правовом аспекте, – это «законы, указы, распоряжения правительства и другие нормативные правовые акты, а также их конкретная реализация» в период с 15 июня 1993 г. до 20 сентября 1994 г. - был направлен на укрепление правовых опор государства, его силовой составляющей, – обстоятельство, диктуемое наличием внешнего врага и внутренних противников его курса в Третьей Республике. На служебных постах находились люди, которые были связаны своей карьерой не с Г. Алиевым, а с Эльчибеем – фронтистами, людьми площади. В этот отрезок времени Милли меджлис принимает законы о вооруженных силах и обороне (26 ноября 1993 г.), ветеранах вооруженных сил (28 июня 1994 г.), пограничных войсках (6 января 1994 г.), военном положении (6 января 1994 г.), статусе внутренних войск и консульском уставе (8 февраля 1994 г.), орденах, чинах и званиях работников юстиции (6 декабря 1993 г.), дисциплинарном уставе (23 сентября 1994 г.).

Все эти законы принимались в русле стратегической задачи – государственного управления развитием Третьей Республики. Весомую величину представлял «Нагорный Карабах», - эта болевая тема азербайджанской политики. Она грозила затмить основную задачу Третьей Республики, – реформы по этатистскому образцу. Все было бы так, если бы не государствоведческий опыт Г. Алиева, если бы не совмещенность личного авторитета с легитимностью. По признанию Гейдара Алиева он уделял этой проблеме «80 процентов времени своего долгого рабочего дня». И он, добился того, что власть не перешла в милитократическое состояние, как это произошло в Армении.

Триумфальное избрание Гейдара Алиева главой государства, - 3 октября 1993 г. он получил 98,8 проц. голосов, - было обусловлено ожиданиями перемен от человека, личностно воплощавшего легитимную силу государства. Азербайджанское государство было порождено стремлением к единству и солидарности. Государственная власть стала реальной силой, ибо была обусловлена сознанием зависимости от государства. Утверждаемый правопорядок отвечал важнейшей социальной функции права - блокировать индивидуальный и групповой произвол. Вместе с тем правовая система была производной от культуры и истории азербайджанской нации.

Летом-осенью 1993 г. Гейдар Алиев остановил дегенерацию государственного режима. Упадок государственного начала стал следствием системной безответственности фронтистского истэблишмента. Фронтистская власть оформлялась как неоколониалистская элита: она не может опереться на народ и оказывается беспомощной в отношениях с транснациональным капиталом. Гейдар Алиев действует в жестокую эпоху, когда «либеральный капитализм праздновал победу», неоконсерватор Ф. Фукуяма объявил «конец истории», а Дж. Уильямсон сформулировал «Вашингтонский консенсус», - свод из 10 принципов с общим резюме: новые государства должны быть малоразмерными. Им достаточно «иметь сбалансированные бюджеты и бороться с инфляцией». «Главные архитекторы» «Вашингтонского консенсуса» – глобальные корпорации, они формируют мировую политику, создают господствующие мнения в мире, - они стали «более реальными элементами «глобалитета», чем государства». В 1992 году «Файнэншл Таймс» декларирует: отныне МВФ, «Большая семерка» должны «править миром и создавать новый имперский век». США стали «главным арбитром», «самой могущественной державой мира» (З. Бжезинский), «преимущество Америки превратилось в доминирование» (Г. Киссинджер), потому что «мы не имеем себе равных» (С. Бергер). В таких условиях само понятие «политическое творчество» было поставлено под подозрение. Гейдар Алиев вполне ощущал давление либерального политического «новояза»...

Политический стиль формируется в течение длительного исторического процесса. В определенном смысле стиль создают люди, но они же - продукт стиля. Стиль политики («решенческие» процедуры плюс нормы и методы) Гейдара Алиева в 1993-1994 годах можно назвать комбинированным. По своему типу он был: 1) консенсусным с вынужденной интеграцией интересов коалиции друзей-врагов в 1993-1996 гг., 2) активистским в формулировании и решении задач, 3) этатистским, т. е. с опорой на наращиваемые ресурсы государства. Летом 1993 года Гейдар Алиев привносит в политический процесс переговорную и регулирующую политику в верхах и апелляцию к народной аудитории, одновременно укореняя практику упреждающих властных решений.

Беспрецедентная частота публичных выступлений Г. Алиева в 1993-1994 годах была свидетельством перемен в самом образе Государства, - оно, благодаря масс-медиа, стало будто бы менее официальным. Выступления Г. Алиева перед разными аудиториями - это род стратегии властвования. «Говорить — это тоже власть: ведь не все имеют право выступать публично». Выступления Г. Алиева в тяжелые времена были не только правом, но и обязанностью: «Не все могут позволить себе промолчать». В Азербайджане, – в передовом традиционном обществе, - устами главы государства говорит сама традиция. По этой традиции глава государства провозглашает истины, которые цементируют общество и осуждает все, что угрожает этому единству. Это верно даже тогда, когда он рекомендует полезность экономической раскованности.

Чем же была в 1993-1994 гг. речь лидера нации? – Она выражала нормы социальной жизни, которые коренятся в обычаях и такая речь народом в принципе не оспаривается. Это сам социальный порядок, хотя бы и обновляемый по инициативе власти, это государственный порядок в обличии речи.

Здесь нельзя обойти тему политической речи. Применительно к лексике Гейдара Алиева надо сказать, что его тексты регулировались несколькими кодами – 1) лингвистическим: азербайджанский язык стал абсолютным транслятором его мыслей в сколько-нибудь официальных выступлениях, 2) общелитературным: Гейдару Алиеву приходилось и раньше, в ситуации медиатизации политики, учитывать тот факт, что политический язык, унаследованный Третьей Республикой, приближался к обыденному языку. Речи Гейдара Алиева в 90-х годах – это новый политический язык, освобожденный от ритуальной лексики Второй республики. Его речи публицистичны, это, по сути, ораторская проза – речь без красот, ритмичная, патетичная, волевая, доступная восприятию массы.

Собственно его речи «работали» в двух направлениях - довольно типичных для властной практики: 1) мобилизации воли народа и 2) противодействия социальной энтропии. Вновь образуемая элита стремилась остановить дезинтеграцию государственного организма. Дезинтеграция вызывалась поведением разбогатевших групп, защищающих свои интересы за счет сокращения размеров государства, а также урезывания его внутреннего суверенитета.

Все названные личностные и социально-типические черты Гейдара Алиева нашли свое отражение в его выступлениях в 1993-1994 годах. «Все люди, которые сегодня планируют и пытаются планировать большими массами, занимаются в какой-то форме философией истории». Это изречение Карла Шмитта представляется уместным при знакомстве с текстами Гейдара Алиева. В своих выступлениях в 1993-1994 гг. он наметил базовые темы политико-экономической модернизации новой Третьей Азербайджанской Республики.

Смысловое ядро политики Гейдара Алиева в 1993-1994 гг. доступно разумению, оно прочитывается в текстах его речей. Если вкратце – это 1) сильное государство, оно представляет собой этатистский вариант социального консерватизма и 2) регулируемая государством рыночная экономика, переход к которой должен совершаться плавно, в духе градуализма.

Продолжение следует…

Талят Алигейдар

Поделиться:
3734

Последние новости

Все новости

1news TV