Станет ли Габалинская РЛС спасательным кругом?
Сегодня весь мир, затаив дыхание, с нетерпением ждет поездки президента РФ В.Путина в США в начале июля по приглашению президента США Дж. Буша-младшего.
Как известно, на июньском саммите «Большой восьмерки» в Германии, при личной встрече с Дж. Бушем В.Путин выдвинул «интересное предложение» о совместной эксплуатации Габалинской РЛС, расположенной на территории Азербайджана и арендуемой Россией (пока до 2012 г.). По словам В.Путина, это полностью исключит падение сгоревших частей ракет на европейское страны и позволит создать систему, которая бы накрывала всю Европу. А это в свою очередь снимет необходимость размещения ракет вдоль границ России и американских систем ПРО в Восточной Европе.
Неизвестно, насколько предложение о Габалинской РЛС было неожиданным для Дж. Буша, но однозначного ответа с его стороны в Германии не последовало. Единственное что он себе позволил, — это туманное обещание, что этот вопрос будет обсуждаться при встрече президентов в США в начале июля. Предполагаю, что взятый тайм-аут нужен Дж. Бушу для «домашней подготовки», которая позволит ему обстоятельно взвесить все «за» и «против». Но, тем не менее, буквально на следующий день госсекретарь США К.Райс заявила, что если на данное предложение США ответят положительно, то это никоим образом не отразится на решении США о размещении систем ПРО в Чехии и Польше. Чуть позднее заявления генерального секретаря НАТО Я.Х.Схеффера и министра обороны США Р.Гейтса прозвучали в аналогичном духе. Подтверждением данных заявлений является и турне Дж.Буша в некоторые европейские страны, где он заручился поддержкой по размещению систем ПРО в Восточной Европе. Видимо, США до июльской встречи в верхах не хотят терять даром времени и планируют «выжать» максимальную выгоду для себя из взятого тайм-аута.
Если все произойдет именно так, то какой эффект будет от «интересного предложения», сделанного В.Путиным? Боюсь, что эффект будет нулевым!
Не секрет, что данное предложение было сделано Россией в связи с намерением США разместить в Европе системы ПРО якобы против ракетных угроз, исходящих от Ирана и Северной Кореи. Россия, опираясь на военно-экспертные оценки, полагает, что эти системы, которые позволяют США проводить педантичный мониторинг буквально каждой российской ракеты, запускаемой на полигонах в Прикаспии, Оренбуржье и в Казахстане, в первую очередь направлены против нее. Хотя США предприняли неимоверные усилия убедить Россию в «безобидности» для нее своих шагов в Европе по размещению систем ПРО, российское политическое и военное руководство убеждено ровно в противоположном. Для этого у российской стороны, наверное, есть серьезные основания.
После распада Советского Союза США стали единственной супердержавой, единолично решающей, кого «казнить», а кого «миловать». Это в конечном итоге привело к тому, что мир стал управляться из одного силового центра. Все это время из-за своей экономической, политической и военной слабости Россия не могла принять активное участие в решении многих мировых судьбоносных политических и военных проблем. Вдобавок к этому НАТО начало расширяться за счет стран Восточной Европы (страны бывшего соцлагеря) и республик бывшего СССР (страны Балтии). Естественно, такой ход событий не отвечает геополитическим интересам России. Тем более что ей было твердо обещано, что НАТО не будет расширяться в сторону ее границ. Время показало, что Запад не смог перебороть в себе этот соблазн. Хотя периодически России подслащивают горькую пилюлю в виде совместных командно-штабных учений в составе российских военных и представителей стран НАТО по нестратегической ПРО театра военных действий. Но и эти мероприятия сводились к компьютерным играм, без реального участия сил и средств ПВО и ПРО стран. По этому поводу начальник Генштаба российской армии, генерал армии Ю.Балуевский поставил вопрос перед западными коллегами: «Необходимо, наконец, определиться, что делать дальше: или мы выходим на совместную ПРО в Европе с участием России или это будет сегмент национальной ПРО США без участия России». А вскоре после подписания Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) между Россией и США в 2002 г. со стороны американцев было сделано предложение, что в учениях оптимально приближенных к реальным противоракетным действиям, настоящей мишенью должны стать российское баллистические ракеты (МБР), отслужившие свой срок службы. По словам бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), генерал-полковника В.Есина, это дало бы возможность США отследить все характеристики российских МБР и соответственно отладить свою систему ПРО под их гарантированное поражение. Естественно, было бы наивностью рассчитывать на то, что Россия согласится на такое!
После этого риторика диалога между США и Россией становится все жестче и жестче. Здесь немаловажную роль сыграло, наверное, и заявление США о том, что Украина и Грузия «созрели» для вступления в блок НАТО уже в 2009 г., а также о планах размещения в одной из республик Южного Кавказа натовской базы. Помощь, которую США оказывают Грузии и Украине в этих вопросах, воспринимается в Кремле как политическая экспансия в ее традиционную сферу влияния.
После мюнхенской речи В.Путина в мире многие заговорили о «новой холодной войне» и начале «гонки вооружений». По мнению некоторых западных экспертов, нынешнее поведение России на международной арене во многом объясняется «самонадеянностью богатства». На протяжении многих лет у России не было возможности открыто выражать свои эмоции в связи с утратой ею статуса сверхдержавы — этому мешало прежде всего ущербное состояние ее экономики и потребность в помощи со стороны Запада. Но сейчас перед Россией открылась возможность не скрывать своих подлинных настроений, у нее появились деньги и важные «аргументы» в виде энергоносителей; она почувствовала, что у нее возник шанс быть выслушанной с вниманием и почтением. Свалившееся на Россию богатство и стало источником самонадеянности и даже надменности, с которыми она сейчас относится к окружающим ее странам.
Не исключено, что многие страны Запада, наблюдая эти тенденции, не против втянуть Россию в новую «гонку вооружений» и тем самым нанести чувствительные удары ее экономическому развитию. По мере «милитаризации» российского бюджета ей все чаще придется сворачивать социальные проекты. Не лишне было бы отметить и такой факт, что уже сегодня российский бюджет испытывает определенные трудности по вопросу пенсионных накоплений будущих поколений. Уверен, что это хорошо понимает и нынешнее политическое руководство России. Потому что если Россия в ответ на планы по размещению ПРО в Восточной Европе осуществит свои угрозы о выходе из договора по РСМД (ракет средней и меньшей дальности) и ДОВСЕ (договор об обычных вооруженных силах в Европе), то ей придется выделить на оборонные расходы значительные бюджетные средства. Каким бы не был ответ «ассиметричным» со стороны России, все это требует огромных расходов. А этого может не выдержать хрупкая российская экономика (особенно в условиях сильных колебаний цен на нефть на мировых рынках), которая совсем недавно начала свой путь развития. Скорее всего, Россия не захочет наступить на те же грабли, что СССР. Думается, что предложение В.Путина насчет Габалинской РЛС в первую очередь продиктовано именно этими соображениями. И еще данная инициатива России ставит в патовое положение США по плану размещения систем ПРО в Восточной Европе, мотивируя это угрозами со стороны «стран-изгоев». Но, с другой стороны, и в США, и в России существует мощное военно-промышленное лобби, для которого данная непростая ситуация может стать настоящим клондайком в виде огромных военных заказов. Не они или часто подталкивают политических деятелей делать жесткие заявления, которые и приводят к охлаждению международных отношений и гонке вооружений. Захотят ли они упускать такой удачный шанс? И смогут ли руководители двух государств умерить пыл и аппетиты своих генералов и военно-промышленных лобби?! Конечно, вопросы не из легких. Предполагаю, что июльская встреча двух президентов даст ответ и на эти вопросы.
А вот принципиальное согласие насчет совместной эксплуатации Габалинской РЛС Россией и США уже прозвучало из уст политического руководства Азербайджана в лице президента И. Алиева. Это еще раз подтверждает миролюбивую и сбалансированную политику Азербайджана. Сам по себе этот факт является ярким доказательствам того, что Азербайджан всегда готов внести свою лепту в дело недопущения нового витка гонки вооружений. А это в свою очередь усиливает геополитическую значимость Азербайджана в Южно-Кавказском регионе.
Смею предполагать, что данная инициатива России о Габалинской РЛС может стать своего рода спасательным кругом для сохранения уровня отношений между Россией и Западом, которые сложились в последние годы.
А станет ли она этим спасательным кругом, покажет встреча В.Путина и Дж. Буша в США уже в начале июля этого года.
Так что осталось ждать совсем недолго!
Сахиль Искандеров