Владимир Папава: «Чем дальше, тем сложнее будет Азербайджану вступить в ВТО»
Как известно, Азербайджан с 1997 года – вот уже 10 лет ведет переговоры о вступлении в ВТО и пока безрезультатно. Почему так затянулся переговорный процесс по поводу вступления нашей страны в ВТО и чем опыт Грузии по вступлению в ВТО может нам помочь?
На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту 1news.az отвечает бывший министр экономики Грузии (в 1994-2000 гг.), а ныне депутат, заместитель председателя финансово-бюджетного комитета парламента Грузии и эксперт-экономист в Грузинском фонде стратегических и международных исследований –Владимир Папава:
- Как известно, Азербайджан с 1997 года – вот уже 10 лет ведет переговоры о вступлении в ВТО и пока безрезультатно. Почему так затянулся переговорный процесс по поводу вступления нашей страны в ВТО, и чем опыт Грузии по вступлению в ВТО может нам помочь?
- Вы знаете, я не специалист по экономике Азербайджана, но мне кажется, что в этом вина самой страны-претендента на членство в ВТО. То есть, не так активно идут экономические реформы в стране. К примеру, со схожей проблемой в свое время столкнулась и Грузия. ВТО имеет очень строгие условия в отношении режима внешнеторговой деятельности страны-претендента.
Можем взять пример Украины. Сколько уже лет, особенно после «оранжевой революции», говорят, что Украина вот-вот войдет в ВТО. Но абсолютно ясно, что Украина туда в ближайшее время не войдет. И уж точно не войдет в ВТО ранее России.
Прежде чем Азербайджан, да и любая другая страна стала бы членом ВТО, она должна полностью либерализовать свою внешнюю торговлю.
А я бы очень хотел видеть Азербайджан в рядах ВТО. Ибо Грузия уже является членом ВТО и для развития наших торгово-экономических отношений Грузии очень важно, чтобы Азербайджан также стал членом ВТО.
Как я считаю, сейчас руководство Азербайджана понимает всю важность нахождения Азербайджана в рядах ВТО и я уверен, что правительство вашей страны сделает все, чтобы вступить в ВТО.
Понимаете, в условиях переговоров с ВТО можно находиться вечно. Руководство ВТО не прекратит переговоры до тех пор, пока правительство страны-претендента желает их вести. На переговорах определяются условия принятия страны в члены ВТО. Если эти условия приемлемы, то никаких проблем не должно возникнуть. По большому счету для вступления в ВТО любой стране необходима лишь политическая воля. Насколько я вижу, политическая воля насчет вступления в Азербайджане имеется.
- В Азербайджане до сих пор среди ряда экспертов и чиновников существует мнение о том, что торопиться не надо, лучше вступить в ВТО еще через 10-15 лет, а за это время развить собственную промышленность.
- Мое мнение таково - я выступаю резко против любых видов протекционизма и считаю, что экономика любого государства развивается лучше в либеральных условиях. То есть, нет ничего лучше открытой конкуренции. Наоборот, Азербайджану необходимо открыть свою экономику, дабы дать возможность собственной экономике в условиях жесткой конкуренции с импортными товарами развиться и выпускать конкурентоспособные товары. Протекционизм же способствует консервации в стране производства товаров низкого качества и замедляет процесс развития экономики.
В Грузии тоже имеются сторонники протекционизма. Они много критиковали руководство Грузии за его желание вступить в ВТО. Например, никто не мог раньше даже подумать, что в Грузии (стране исторически производящей и употребляющей вино) возможно наладить пивоварение. Тем не менее, когда это дело только начиналось, со стороны отечественных промышленников раздавались недовольные голоса относительно того, что границу надо закрыть для импортного болгарского и греческого пива. Но власти их не послушали и границы остались открытыми, а местное пиво создавалось в условиях жесткой конкуренции с импортным пивом. В результате сейчас вы не найдете болгарского и греческого пива. Турецкого пива также мало, потому что дешевое, но хорошего качества пиво производится в самой Грузии. А если бы мы закрыли границы, то сейчас пили бы грузинское пиво неизвестного, отвратительного качества. А может быть, вообще его не пили и употребляли бы заграничную контрабанду.
Конечно, после открытия границ некоторые грузинские пивные заводы обанкротились. Но с другой стороны, открывая границу, грузинские пивовары уже знали, что придется выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Когда ты чувствуешь дыхание конкурента у себя за спиной, то начинаешь работать быстрее и искать наиболее эффективные пути выхода из сложившегося положения.
Что касается обанкротившихся и закрывшихся предприятий, то так им и надо, раз не умеют работать и производить качественную продукцию. Во-вторых, почему мы заботимся о товаропроизводителе, но не хотим думать о наших потребителях? Разве потребители не наши граждане? Почему они должны потреблять дорогой и некачественный товар? И если говорить о национальных интересах, то качественная продукция – это в первую очередь национальный интерес наших потребителей. Кстати, их куда больше, чем производителей. Лучше всего открыть границы и дать потребителю возможность выбирать, что для него лучше. В таком случае производитель тоже задумается над тем, как изменить свое производство и производить что-то более качественное. В таком случае некоторые отрасли промышленности могут вообще исчезнуть, если мы не сможем добиться конкурентного преимущества. Но это отнюдь не значит, что погибнет вся экономика.
Что же касается идей некоторых экспертов о том, чтобы отложить вступление в ВТО на некоторое время, дабы дать возможность развитию собственной конкурентоспособной экономики, я с этими доводами категорично не согласен. Я вообще считаю, что любой человек, называющий себя экспертом-экономистом, должен придерживаться позиции свободной от протекционизма экономики. Иначе такой человек не может быть экономистом.
Я уверен, что по прошествии этого льготного для местной экономики периода в условиях отсутствия какой-либо конкурентной борьбы выяснится, что опять никакого эффективного производства создано не было. А так как закрытие границ способствовало созданию тепличных условий для существования местных производств и им ничего не мешало, то после окончания срока промышленники будут лоббировать продление этого льготного периода. Мировая экономическая практика показывает, что ни один бизнес не встал на ноги, получая такую ультрапротекционистскую поддержку. Наоборот конкуренция помогает развитию экономики. Конечно, конкуренция имеет много своих негативных моментов, но, перефразируя известное выражение Черчилля о демократии, я могу сказать, что лучше конкуренции еще ничего не придумано.
Возвращаясь к грузинскому примеру, хочу отметить, что некоторые местные протекционисты даже сейчас критикуют правительство Грузии за то, что оно поторопилось вступить в ВТО. Хотя сейчас эта критика утихает в виду того, что Грузия решает вопрос вступления в ВТО России. Значит, мы недаром торопились, ибо имеем сейчас возможность хоть в чем-то воздействовать на Россию. А представьте себе сценарий того, что Россия оказалась бы в ВТО раньше Грузии, какие жуткие условия поставила бы Россия перед Грузией.
В отношении Азербайджана я хотел бы сказать одно: чем дальше, тем сложнее будет Азербайджану вступать в ВТО.
Кроме того, я считаю, что мои азербайджанские коллеги в свое время допустили ошибку, упустив из своих рук тот козырь, который мы сейчас используем против России. А вы могли такой же козырь использовать против Армении. Сейчас же козырь у Армении, которая является членом ВТО, и я уверен, что она использует этот козырь до конца.
Вступление в ВТО важно и с точки зрения все усиливающегося процесса глобализации. От этого никуда не уйти. ВТО - часть процесса глобализации, как поезд, в котором сидит уже большая часть государств мира. И если такая мощная с экономической точки зрения держава как Китай тоже сидит в этом поезде, и Россия собирается в него сесть, то, даже обладая богатыми энергетическими запасами, Азербайджан все равно из-за своих малых территориальных владений просто не может быть вне поезда.
Рано или поздно, я уверен, Азербайджан сядет в этот поезд, но этого будет намного сложнее добиться, так как вопрос о том - сядет Азербайджан в поезд или нет, будут решать страны, уже сидящие в этом поезде. В этом вопросе Азербайджан сильно опоздал.
Роман Темников, собкор 1news.az в Грузии