Демократизация по-ирански
Во вторник состоялась инаугурация вновь избранного президента Сирии Башара Асада. Асад в очередной раз пообещал развернуть в стране демократические реформы, в том числе легализовать оппозиционные политические партии. Президент союзного с Сирией Ирана Махмуд Ахмадинежад также призывает общество к внутренней трансформации, однако использует при этом исламскую риторику. По мнению экспертов, Иран и Сирия вполне могут выдвинуть свой план демократизации региона, альтернативный тому, который администрация Буша пытается навязать мусульманскому миру.
Амбициозный проект демократизации Большого Ближнего Востока США начали несколько лет назад. Официальная цель этого проекта – помочь мусульманским обществам создать у себя демократические институты. Однако в реальности американскую администрацию интересуют не столько политические и экономические права и свободы жителей обширного региона от Мавритании и Марокко до Афганистана, сколько насаждение лояльных Вашингтону режимов. «Основной курс американской администрации на Ближнем Востоке заключается в том, что любая страна региона является объектом ее стратегических интересов», – заявил РБК daily директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Наиболее яркие примеры «демократизации по-американски» сегодня – Афганистан и Ирак.
В американскую картину Большого Ближнего Востока не вписываются Сирия и Иран. При всех различиях сирийского и иранского режимов их объединяет важный фактор – поддержка мусульманской улицы. Это одна из причин того, почему режимы баасистов в Дамаске и аятолл в Тегеране являются одними из самых устойчивых на Ближнем Востоке. Благодаря этой поддержке и относительной внутренней стабильности Иран и Сирия могут выдвинуть свой план будущего развития региона в противовес американскому проекту.
Сирийско-иранская альтернатива американской экспансии на Ближнем Востоке – поддержка в регионе реальной демократии, основанной на уважении к волеизъявлению населения на выборах.
Так, Вашингтон стал инициатором проведения демократических выборов в Палестинской автономии, однако, когда к власти вместо лояльного США «Фатха» пришло исламское движение «Хамас», Штаты не признали его победы и дали добро на перевооружение «Фатха» и физическое уничтожение хамасовских активистов в Иудее и Самарии (на Западном берегу реки Иордан). Иранцы же и сирийцы сделали ставку на «демократический» «Хамас» и в немалой степени способствовали военной победе этого движения над активистами «Фатха» в Секторе Газа.
Исламские радикальные организации набирают силу по всему Ближнему Востоку, и их приход к власти в результате демократических выборов вполне реален. Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль считает «Хамас» и «Хезболла» одними из самых демократических субъектов политических отношений на мусульманском Востоке.
/RBC/