Низами Джафаров: «Я решительно против закрытия азербайджанских школ в Грузии»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем постоянной комиссии по вопросам культуры Милли Меджлиса, профессором Низами Джафаровым
- Низами муаллим, как Вы относитесь к мерам грузинских властей в области образования?
- От Советского Союза унаследована традиция: в местах компактного проживания какой-либо национальности государством принимаются меры к обеспечению их национально-культурных прав, в частности права обучать детей на родном языке. Согласно этому праву в Грузии существовали азербайджанские школы, в Азербайджане - грузинские и армянские школы. Сегодня бывшие советские республики стали независимыми гоударствами. В результате каждое новоявленное государство стремится применять международные стандарты. Грузинские власти вознамерились добиться тотального доминирования грузинского языка. Однако лично я против такого принципа, то есть я не хочу закрытия азербайджанских школ. Азербайджанцы должны в своих школах по мере возможности приобщаться к английскому языку.
- Однако здесь речь ведут о грузинском языке...
- Пусть изучают грузинский язык. Но для выхода в мир, наши соотечественники должны знать английский язык. Знание английского языка позволит сделать карьеру ученого, бизнесмена, государственного деятеля. Поэтому я считаю, что английскому языку в школах следует уделять больше внимания.
- Грузинские армяне обратились к грузинским властям с просьбой придать армянскому языку официальный статус регионального языка. Однако азербайджанцы подобного заявления не делали. В чем по-Вашему причина?
- Я верю в то, что проблемы Грузии будут разрешены естественным путем и, в частности - этнические проблемы. Потому что в стране, наряду с грузинами (картлийцами, сванами и мингрелами) живут азербайджанцы, армяне, абхазы, осетины, аджарцы. У них будут претензии культурно-языкового происхождения, они вряд ли откажутся от обучения на родных языках. С другой стороны, с закрытием азербайджанских школ и открытием грузинских, наших соотечественников грузинскому языку в должной мере не обучат. Обучение азербайджанцев в грузинских школах не возымеет должного эффекта. Азербайджанцы, обладающие иным менталитетом, и, подавленные фактом отсутствия обучения на родном языке, не будут работать для Грузии. По сути здесь задействована технология конфликта. Мы будем принуждены ставить вопрос об азербайджанцах, становящихся объектами политики грузинизации национальных меньшинств, поскольку здесь мы рискуем снизить свой этнический и человеческий потенциал. В виду сегодняшних и грядущих сложностей, мне хотелось бы, чтобы азербайджанские школы продолжали существовать в определенном объеме и, чтобы в них изучались азербайджанский язык, а учебные дисциплины преподавались на азербайджанском языке.
- Вы полагаете, что при таком раскладе обстоятельств проблема будет решена?
- Проблем за столетия накопилось великое множество. И непременно появятся новые. Надо чтобы были и азербайджанские школы, и грузинские, в которых бы учились азербайджанцы, а также надо, чтобы повысился интерес азербайджанцев к англоязычному образованию.
- Если будут школы на грузинском языке, то следовательно должны быть подготовлены учебники по истории, географии Азербайджана, по азербайджанской литературе. Как будет решаться эта проблема? Грузинская сторона будет защищать свои интересы?
- Тут возможны разные варианты. Грузинское государство будет препятствовать тому, чтобы учебники по истории Азербайджана для азербайджанских детей в грузинских школах писались азербайджанцами. Полагаю необходимым создание рабочей группы на уровне министерств образования двух стран для решения всех подобных вопросов. Эта была бы мера поистине интернационального значения. С другой стороны представьте себе картину: учащийся осознающий себя мусульманином стоит под флагом с изображением крестов. Представьте себе азербайджанца-чиновника гражданина Грузии, восседающего за служебным столом под тем же знаменем со множеством крестов...
К. Гамидов, 1news.az