Фазиль Газанфароглу: «Оппозиция все еще не нашла форм представительства интересов населения»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии Великого созидания, депутатом Милли Меджлиса Фазилем Газанфароглу
- Вы разделяете утверждение о том, что оппозиция готовится к президентским выборам, будучи в более тяжелом положении, нежели на прошлых выборах?
- Я того же мнения. Оппозиция пребывает в более тяжелой экономической ситуации, тогда как за прошедшие пять лет позиции власти значительно укрепились. С другой стороны, международные силы более работают на поддержку власти, нежели на оппозицию. В 1998 и в 2003 годах оппозиция в определенной степени надеялась на поддержку международных организаций. Сегодня таких надежд нет. Поддержка власти в Азербайджане международными силами – факт неопровержимый. Оппозиция не обладает тактикой, обеспечивающей успех. Ее лидеры не отыскали путей выхода из положения, в котором оказались, поскольку не нашли форм представительства интересов населения. У лидеров оппозиции сохраняется нерешенной главная смысловая задача: какие надо найти аргументы, чтобы убедить население в своей востребованности. Трудности оппозиции вызваны непониманием того, к какому обществу она обращается, и потому ее подготовка к президентским выборам носит декларативный характер. В делах оппозиции нет реального компонента. Власть имущие видят эту слабость оппозиции и идут на выборы с полной уверенностью в своей очередной победе. Если оппозиция не попытается распознать правила игры, если понятие «серьезная оппозиция» не будет внесено в повестку политической жизни, то ситуация будет для нее незавидной.
- Некоторые аналитики полагают, что корень тяжелых неудач оппозиции в ее поиске поддержки у внешних сил, а не у своего народа. Если это действительно так, то в чем причина того, что международные организации отвернулись от оппозции?
- После 11 сентября 2002 года приоритеты Запада сместились в сторону вопросов безопасности и экономических интересов. Демократия пребывает в этом ряду третьей. Поэтому преследование Западом интересов безопасности в качестве первостепенного целеполагания затрудняет в некотором роде получение оппозицией помощи. Запад не желает нарушения стабильности в Азербайджане. США нуждаются в таком союзнике как Азербайджан в силу своей вовлеченности в иракские и афганские события, своих отношений с Ираном. Об этом не следует забывать. Поэтому оппозиция используется ими как средством получения от азербайджанской власти каких-либо уступок. Миссия оппонирования нашей партии имеет свои отличия. Мы, отказываясь быть средством каких-то зарубежных государств, выступаем с позиций конструктивной оппозиции. И для нас не суть важно, как нашу позицию характеризуют. Самая большая ошибка классической оппозиции в Азербайджане - это отсутствие практики диалога с властями без посредников. Ведь до сих пор эти диалоги проходили при посредничестве западных стран. Такие диалоги свидетельствовали о превалировании в них интересов посредников.
- Если процессы будут и впредь развиваться в этом русле, то можно ли предположить замещение традиционной оппозиции более радикальной? В последнее время участились прогнозы относительно грядущего усиления религиозной оппозиции.
- В Азербайджане организация тех, кто рассматривает религию как фактор политики, может привнести определенную напряженность. Они могут действовать как подстрекатели, однако поддержка их действий обществом и тем более их приход к власти невозможны: все это за пределами реальности. В Азербайджане религиозные верования носят более ритуальный характер, нежели догмато-мировоззренческий. В Азербайджане нет такой привязки политики к религии, как в Турции. Формирование у нас радикальной религиозной оппозиции исключено. Вместе с тем ослабление классической оппозиции для Азербайджана невыгодно, потому что укрепляет внутривластную оппозицию. Такое стечение обстоятельств для нефтедобывающих стран весьма опасно.
- Можно ли рассматривать блок «Азадлыг» и партию «Мусават» реальной альтернативой нынешней власти?
- Нельзя. Блок «Азадлыг» и партия «Мусават» не представляют собой серьезной альтернативы. У них нет в наличии серьезных лозунгов. Неизвестно, что же они желают объяснить нашему обществу. Вы обратите внимание на характер ожидания ими результатов выборов в Турции. Их интересовала победа определенных сил и только. Никто из них не думал о том, каковы чаяния турецкого народа, чего он желает. Они сильно надеялись на победу националистов, как в 90-е годы, но народ отдал предпочтение тем, кто обеспечивал ему благосостояние, тем, кто был далек от демагогии. Оппозиционные политики с таким мышлением не могут составить реальной альтернативы нынешней власти. На поддержку могут рассчитывать только те силы, которые смогут стать альтернативой нынешней власти.
- Депутат Панах Гусейн часто повторяет, что верхи нынешней оппозиции представляют политики поражения. Что вы скажете на сей счет?
- По-моему, в политике нет кадров поражения и кадров победы. Победители оказываются проигравшими и наоборот. Я уже сказал, что главная беда нашей оппозиции заключается в неумении найти свой путь. Они живут прошлым, им не под силу сформулировать лозунги современности.
- Говорят, что лидерам классической оппозиции необходимо подать в отставку, что на их место должны прийти новые кадры.
- Я не согласен и с этими заявлениями, потому что определение годности своего лидера является суверенным делом каждой партии. Делом других является организация в стране справедливых выборов. Порой насилие, незаконные меры дают лидерам оппозиции повод для обвинений. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы выборы были прозрачными. В этом случае поводов для лидеров оппозиции не будет. Они тогда осознают, что ответственность за неудачи лежит только на них. Сегодня же чья-то громкая отставка ничего в стане оппозиции не изменит.
Камиль Гамидов, 1news.az