Алимамед Нуриев: «Если кто-то не желает «подпадать под контроль», то никто его принуждать не будет»
Эксклюзивное интервью 1news.az с президентом фонда "Конституция", координатором коалиции НПО по борьбе с коррупцией Алимамедом Нуриевым
- Как вы расцениваете факт подписания концепции, предусматривающей государственную поддержку НПО?
- Эта концепция имеет исключительное значение для деятельности НПО. Она открывает новую страницу в истории развития гражданского общества в Азербайджане. Концепция формулирует новые принципы в отношениях государства с НПО. Мы должны иметь в виду, что эти отношения не всегда были гладкими. В ряде случаев эти отношения выходили на уровень противоречий. Однако в последнее время ледок в отношениях стал оттаивать, начали формироваться нормальные связи. Эта положительная тенденция в последнее время проявляется все явственнее. Государственные структуры все чаще стали участвовать в мероприятиях НПО. В ряде случаев государственные органы сами предлагают неправительственным организациям сотрудничество. Они формируют совместно с НПО различные коалицииcцелью реализации проектов. Эти качественные изменения должны были рано или поздно найти свое воплощение в плоскости законодательства. Подписанная президентом Ильхамом Алиевым концепция учитывает эти перемены. Другая положительная сторона концепции выражается в учете сложившейся практики НПО. При подготовке концепции был принят во внимание и международный опыт. На мой взгляд, нынешний финансово-экономический потенциал государства обеспечит реализацию концепции без проблем. Давайте признаем, что несколько лет назад такая форма государственной поддержки НПО была практически невозможна. И, следовательно, появление концепции отражает новый, более высокий уровень развития азербайджанской государственности. На этом новом ресурсном уровне государство должно сбросить определенный груз обязанностей, расширяя, таким образом, сферу занятий для структур гражданского общества.
Президент Ильхам Алиев, подписав концепцию, выразил заинтересованность Азербайджанского государства в дальнейшем развитии гражданского общества. Отныне государство будет определять правила игры в секторе НПО, а это накладывает на государство определенные обязанности.
- Что вы имеете в виду?
- Концепция нацелена на совершенствование деятельности институтов гражданского общества. Поэтому в ядре этой концепции должен присутствовать институт консультаций с НПО.
- В концепции определены направления поддержки государством НПО...
- В концепции определены 15 приоритетных направлений, они объемлют существенную часть деятельности НПО. Я уверен в том, что государственная поддержка проектов НПО по данным направлениям станет важным этапом в процессе демократизации общества. Если вы помните, на первом заседании Милли Меджлиса президент отметил, что государство проводит в жизнь весьма актуальные программы. Эффективная реализация этих программ без общественного надзора невозможна. В роли последних, естественно, выступают неправительственные общественные организации. В этом смысле концепция должна удачно задействовать общественный потенциал в решении упомянутых государственных программ.
- Согласно концепции будет учрежден орган, призванный регулировать деятельность НПО. Каким будет ваше мнение на этот счет?
- Масштаб предстоящих дел делает необходимым создание регулирующего центрального исполнительного органа. Однако создание такого органа, равно как и создание фонда, следует пропустить через широкие общественные дебаты. НПО обязаны в них участвовать, – на круглых столах, форумах – и активно выдвигать свои предложения.
- Однако некоторые руководители оппозиционно-ориентированных НПО заявляют, что создание центра и фонда поставит институты гражданского общества в зависимость от государства.
- Я решительно не согласен с таким утверждением как демагогическим. Ведь одно время звучали иные речи. Государство обвиняли в том, что оно не оказывает помощи неправительственному сектору. Если ныне государство эту помощь оказывает, то протесты и опасливые заявления звучат демагогически. Я не думаю, что созданием государственного органа и выдачей грантов можно поставить под контроль институты гражданского общества. Если кто-то не желает «подпадать под контроль», то никто его принуждать не будет. Все, кто был вне контроля, в таком положении и останутся. Вместе с тем не является секретом, что ряд НПО в значительной степени политизировались. Они заняты делами, не зафиксированными в их уставах. Они действуют по большей части при политических структурах. И весьма очевидно, что они оценивают концепцию сквозь призму своих политических пристрастий. С другой стороны философия НПО объявляет неприемлемым состояние зависимости от государства. Для меня - очевидно, что мы должны активно участвовать в процессе практического воплощения концепции, должны отказаться от демагогической риторики. Если ты подаешь конкретный проект, то по его принятии и реализации обязан предоставить отчет грантодателю. По тем же правилам, которые действуют в современным мире.
Что порочного и недопустимого в процедуре отчетности за затраченные средства? НПО должны придерживаться правил, которые они пропагандируют, – прозрачности всех сторон своей деятельности. Мировой опыт явствует: все демократические государства выделяют средства на работу неправительственного сектора. Эта практика наличествует и в странах Балтии, и в Грузии. Разве отсюда следует, что в этих странах НПО находятся под контролем государства? Это ведь - чистый абсурд.
- Вы полагаете возможным обеспечить прозрачность в распределении выделяемых государством средств?
- Надо к тому стремиться. При центральном органе следует создать Консультационный совет из представителей НПО. Аналогичный совет должен быть создан при фонде, распределяющем гранты. Надо повести дело на таких основаниях, чтобы исчезли все сомнения в объективности процедур оценки проектов, представляемых НПО.
- Можно ли полагать, что данная концепция избавит наши НПО от привязки к западным фондам, практикующим выдачу грантов?
- Я не сказал, что концепция направлена против западных грантодателей, что она ставит целью вытеснить их из Азербайджана. Но и без того в последнее время ряд международных организаций приостановил свою деятельность в Азербайджане, а некоторые из них значительно сократили объемы предоставляемых грантов. В этой плоскости создание нового государственного фонда можно рассматривать как дополнительный финансовый источник для наших НПО. Аналогичный порядок существует в Восточной Европе, и в развитых странах СНГ, где бюджетное финансирование НПО не ведет к вытеснению зарубежных грантодателей. Полагаю, что и в Азербайджане деятельность фондов Евросоюза, Совета Европы, ОБСЕ и США будет продолжена. Я не предполагаю уменьшение объемов финансирования со стороны зарубежных структур, и такое положение будет на пользу всему сектору неправительственных организаций.
- Сколько средств должно быть выделено, чтобы удовлетворить потребности НПО?
- Сегодня на сей счет сложно что-либо сказать. Если принять во внимание, что международные доноры в среднем выделяют на проекты НПО в Азербайджане 50-60 млн. манатов, то, видимо, такую же сумму могла бы выделить казна. Возможно, в первое время выделить такую сумму будет трудно, и, я думаю, в первый год сумма выделяемых средств будет меньше. Прежде всего, потому, что в первый год понадобятся значительные финансовые средства на создание государственного органа, регулирующего отношения в секторе НПО. Однако в будущем определенный процент доходов бюджета должен направляться на финансирование НПО. Этот показатель может равняться примерно 0,5 – 1 проценту бюджетных доходов и быть адекватным объему деятельности, отраженному в избранных направлениях концепции.
В противном случае появятся проблемы с реализацией проектов в рамках намеченных направлений деятельности. Полагаю, что соответствующие структуры учтут запросы и проявят щедрость в финансировании фонда.
Камиль Гамзаоглу, 1news.az