Насиб Насибли: «Ослабление традиционной оппозиции скажется в ослаблении позиций власти»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом Постоянной комиссии по международным отношениям и межпарламентским связям Милли Меджлиса из депутатской группы «Мусават», профессором Насибом Насибли
- Насиб бей, в сентябре начинает свою работу очередная сессия Милли Меджлиса. Какие вопросы на этой сессии представляются вам первостепенными, и с каким пакетом законодательных инициатив группа «Мусават» идет на эту сессию?
- Следует знать, что план работы сессии разрабатывается руководством парламента, в составе которого нет ни одного представителя группы «Мусават», равно как и всей оппозиции. Определение плана работы сессии от нас никоим образом не зависит. Этот план в начале каждой сессии предъявляется к парламентским дебатам и, как правило, несмотря на различные предложения «за» и «против», принимается к исполнению. Депутатский корпус Милли Меджлиса в большинстве своем состоит из членов партии «Ени Азербайджан» и потому предложения оппозиции изначально несут на себе печать обреченности на неуспех. Единственное что мы реально можем – это подать законопроект, но данный вариант действий требует, согласно регламенту Милли Меджлиса, длительной процедуры. Мы в качестве депутатской группы «Мусават», намерены внести в постоянные комиссии Милли Меджлиса несколько законопроектов. Но прежде, в ближайшие недели до начала осенней сессии, мы обсудим их у себя в группе с участием руководства и актива нашей партии. Среди наших задумок наиболее значимым является законодательный акт о гарантиях обеспечения деятельности оппозиции. Мы полагаем, что он исключительно актуален, востребован политической практикой и непременно привлечет к себе внимание общественности.
- Какую вы прогнозируете судьбу вашему акту в парламенте, где преобладают депутаты правящей партии?
- Умонастроение парламентского большинства нам известно по опыту. Это большинство из ПЕА встречает любые предложения оппозиции с враждебной подозрительностью. Однако, на мой взгляд, наш проект имеет касательство и к оппозиции, и к власть имущим, поскольку отражает насущную потребность азербайджанской политики. В этом проекте заключено важное теоретическое ядро. Его смысл в том, что ослабление традиционной, то есть национально-демократической оппозиции сказывается на ослаблении устоев власти. Этот факт признают в приватных разговорах и многие партийцы из ПЕА. Это - парадоксальный факт. Власть может, и безо всякого сомнения, путем давления и репрессий ослабить национально-демократическую оппозицию и даже совсем извести ее. Это дело ей по силам. Но в таком случае власть получит себе в противники другую альтернативную оппозицию. «Победа», одержанная в 2003 и 2005 годах, при известных всем условиях, вызвала у победителей - правящей партии ПЕА - чувство эйфории и ныне они ведут крайне непродуманную политику. Я хочу особо отметить, что политическая стабильность не означает ныне наблюдаемого фактического утверждения однопартийности.
Политическая стабильность в реальности является следствием функционирования многопартийной плюралистической системы. При таком рассмотрении проблемы в формате «власть – традиционная оппозиция» мы можем с уверенностью предсказать: результатом непродуманной властной политики в отношении к национально-демократической оппозиции станет появление нежданной властными идеологами публичной третьей силы.
- Вы имеете в виду исламистов, сторонников политического ислама. Но известно и другое, а именно: представители стана национально-демократической оппозиции утверждают, что тему исламистов придумали и ввели в оборот идеологи власти.
- Я так не думаю. Тема политического ислама не может быть придумана в принципе. Появление политического ислама – объективный процесс и неотъемлемая реальность. В стране, где так много несправедливости, социального неравенства, где на одном полюсе сконцентрированы несметные богатства, а на другом царит невероятная бедность, - в такой стране оппозиция непременно будет наличествовать. Если с политической арены уходит национально-демократическая оппозиция, то на ее место заступает иная альтернативная оппозиция и не только исламистская. Здесь имеются в виду и другие опасные тенденции и политические силы, которые эти тенденции выражают. Однако сегодня очевидный угрожающий факт, – это существование третьей альтернативной силы, которая имеет реальные очертания в образе политического ислама.
- Что же, по вашей логике, должны сделать власть и правящая партия, чтобы национально-демократическая оппозиция сохранилась?
- Власть должна отказаться от столь увлекающего ее занятия как репрессии в отношении оппозиции, она должна в одностороннем порядке положить конец своей политике монополизма политической, а равно экономической областей жизни. Она должна, хотя бы, на худой конец, смягчить такую политику. И только в этом случае будет создано равновесие. Его нарушение навредит самой власти.
- Если представить себе, что закон о гарантиях для оппозиции будет принят Милли Меджлисом, то не будет ли это событие началом диалога власти с оппозицией?
- Все возможно. Я не исключаю такого разворота событий.
- В целом идея диалога реалистична?
- Я пока не вижу признаков возможной реализации диалога.
- Впереди выборы президента. Неужели даже в столь важный для страны момент эта идея может остаться нереализованной?
- Что мне вам ответить? Мы со своей стороны будем стремиться к выполнению своих обязательств. Сделаем все, что от нас требуется.
- Впереди - осенняя сессия ПАСЕ, и в этой связи актуализируется вопрос о представителе «Мусавата» в составе парламентской делегации Азербайджана в ПАСЕ. Вы уточнили кандидатуру?
- Мы неоднократно обращались к руководству Милли Меджлиса, равно как и к руководству ПАСЕ, с изложением позиции партии «Мусават» и ее парламентской группы. Поэтому мы считаем излишним делом повторное изложение нашего мнения в оставшиеся месяцы этого года.
- Ваши слова надо понимать так, что партия и ее парламентская группа настаивают на вашей кандидатуре?
- Суть вопроса не в персоналиях, а в подлинности нашего представительства в ПАСЕ как выражения мнения оппозиции. Наша настойчивость связана с адекватностью позиции персоны, избранной партией «Мусават».
- Представим себе, что депутат от группы «Мусават» Ильтизам Алекберли вновь включен в состав делегации нашей страны в ПАСЕ. Чем вы на это ответите?
- При таком ходе дела, мы, наверное, подвергнем его действия рассмотрению, но лично я не считаю данный вопрос проблемным.
К. Гамидов, 1news.az