Путин отменяет выборы президента
На съезде партии «Единая Россия» Путин произнес исключительно важные слова, поставив все точки над «i» относительно сценария перехода власти.
Слова, решающие как для успеха единороссов на выборах, так и для успеха выбранного президентом преемника. А также, важные для дальнейшей политической судьбы самого Владимира Владимировича.
Путин заявил, что готов возглавить избирательный список «Единой России».
Путин сказал, что не исключает возможность возглавить правительство после президентских выборов. При этом сделал оговорку: может рассматривать этот вариант только в том случае, если «Единая Россия» победит на выборах, и если президентом станет «порядочный, эффективный, современный человек, с которым можно работать в паре».
Следствием этих заявлений должна стать оглушительная победа единороссов и голосование на президентских выборах за того человека, которому Путин выкажет очевидную симпатию.
«Единая Россия» – партия status kvo – что называется, «сделала» своих конкурентов. Теперь не потребуется выжимать необходимые проценты, используя на полную мощность административный ресурс, возможности судебной власти и сомнительные политтехнологии. Окрыленные возможностью оставить Путина в руководстве страны, избиратели будут активно голосовать именно за единороссов. При том что сторонников Путина в два раза больше, чем сторонников «Единой России», партия дополнительно получит огромный процент голосов.
Заявление Путина насчет возможности в дальнейшем поработать премьером позволит ему в отношении выборов в марте 2008-го соблюсти не только букву, но и дух демократических процедур. А Путин всегда исключительно щепетилен в вопросах демократии, стараясь не давать здесь ни малейших поводов для упреков со стороны наших западных партнеров. Раньше он допускал возможность, что, не в качестве президента, а как «просто избиратель», может заявить о своих предпочтениях на президентских выборах. Указать полюбившегося ему человека – как сделал Ельцин, прямо назвав Путина своим преемником. Но ведь злые языки всегда тут могли бы сказать, что он – не «просто избиратель», что все равно очевидно давление на электорат, а значит, какая же в России демократия. А в предложенной им схеме и называть никого не надо – избиратели будет самостоятельно делать выбор, увидев по телевизору, с кем Путину особенно охотно и комфортно работается.
По степени надежности нынешний премьер является именно таким человеком, которому Путин вполне мог бы доверить работать после себя. Но для абсолютной гарантии, Путин добавил себе еще пять с лишним месяцев на раздумья о том, правильный ли выбор он делает. Так что, если за это время у него возникнут малейшие сомнения, он действительно может занять премьерскую должность. А пост премьера – это не только самая ближайшая ступенька к посту президента. Это еще и его законный, по Конституции, преемник, поскольку именно премьер исполняет обязанности президента в случае его досрочного ухода. Не говоря уж о том, что Путин-премьер рядом с новым президентом будет смотреться несравненно весомее.
Поражает тот запас прочности, который закладывает Путин в выстраиваемую им политическую систему. Это демократия какой-то наивысшей степени надежности, исключающей варианты и неожиданности. Стихию и непредсказуемость. Сбои и провалы.
Словом, теперь, идя на президентские выборы, мы будем выбирать премьера. А мы знаем, какой нам премьер нужен!.. Другое дело, что Путину может вовсе и не понадобиться премьерский пост.
За масштабом главного события вчерашнего дня далеко на заднем плане оказалось событие исключительно второстепенное, но в высшей степени знаковое. Заявления Путина были сделаны после выступления ивановской доярки или ткачихи (главное тут не специальность, а то, что она была простым человеком – «из народа»), которая взволнованно повела речь о том, что Путину ни в коем случае нельзя уходить с поста президента. Нельзя оставлять нас сиротами. Декоративный антураж советской политической системы в лице доярок/ткачих/машинистов/шахтеров (словом, представителей уважаемых рабочих профессий, простых людей) снова оказался востребованным. Наша доминирующая в парламенте партия даже в мелочах не хочет/не может придумать чего-то новенького, что бы отличало ее от КПСС. Вектор их развития как-то уж слишком пугающе знаком и резко контрастирует с вектором, заявленным президентом.
Тут единороссы, снимая кальку с советских образцов, несомненно, напортили Владимиру Владимировичу…
Андрей Вавра, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости