Увядание \"революции роз\"
Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет, - гласит китайская поговорка. Она весьма точно подходит для оценки происходящего в сегодняшнем Тбилиси.
Только очевидно инфантильная, либо ангажированная публика могла ожидать от действующих грузинских властей приверженности истинным демократическим ценностям. Так что появление в центре Тбилиси тысяч протестующих вполне закономерно, несмотря на пиар-усилия режима Саакашвили.
Пренебрежение правовыми нормами, связанными как с внутренним законодательством, так и с международным, вполне в духе нынешнего руководства Грузии.
Осенью 2006 года на фоне существенного падения популярности лидера режима в преддверии выборов в местные органы власти официальный Тбилиси фактически спровоцировал серьезный кризис в российско-грузинских отношениях, что едва не привело к разрыву дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси, а заодно подверг репрессиям оппозиционные силы, обвинив их в подготовке чуть ли не государственного переворота в Грузии, но забыв при этом представить сколько-нибудь убедительные факты подобных намерений.
Конец лета и начало осени 2007 года также изобиловали подобными действиями: кампания вокруг якобы имевшей место бомбардировки Россией территории Грузии, попытки организовать новый «марш мира» на столицу Южной Осетии, провокации против российских миротворцев, и, наконец, интенсивный обстрел юго-осетинской столицы. Все это было сделано для того, чтобы г-н Саакашвили, выйдя на трибуну во время заседания Генассамблеи ООН, мог вновь выступить с антироссийскими заявлениями.
Но тут, как гром среди ясного неба, на родине в Тбилиси прозвучали жесткие обвинения в адрес самого тбилисского лидера, причем ни от кого-нибудь, а от еще вчера ближайшего сподвижника и соратника в «борьбе за строительство новой Грузии» г-на Окруашвили. Экс-министр внутренних дел, он же экс-министр обороны, он же экс-министр экономики Грузии обвинил г-на Саакашвили и его окружение в коррупции и организации политических убийств.
По большому счету, г-н Окруашвили ничего нового не сказал. Для каждого непредвзятого наблюдателя истинная суть режима Саакашвили давно очевидна. Хотя его покровители из кожи вон лезут, чтобы представить Саакашвили и Ко как самых продвинутых демократов на постсоветском пространстве. Но в данном случае от обвинений просто так отмахнуться не удастся, так же как не получится списать их на предвыборную риторику. На обвинения придется отвечать если не в уголовно-правовом смысле, то резким падением популярности со всеми вытекающими для постсоветской Грузии последствиями.
Поэтому не случайна последовавшая столь жесткая реакция режима, а то вдруг еще чего-нибудь поведает общественности бывший поверенный в непубличных намерениях г-на Саакашвили: за излишние откровения Окруашвили и его сопартийцы, громко заявив о своем появлении как политически организованной силы, отправились за решетку. Что ж, в ближайшее время прояснится, насколько они - сила и насколько организованы. А пока задержанному экс-министру обороны в ускоренном порядке предъявлены обвинения по нескольким статьям УК Грузии - 181-вымогательство, 194-отмывание денег, 332-злоупотребление служебным положением, 342-служебная халатность. Но в спешке упустили, что инкриминируемые статьи только лишь подтверждают обоснованность обвинений в адрес Саакашвили и его окружения.
Лидер парламентского большинства Грузии г-н Бокерия традиционно лукавит, когда, комментируя последние события в Грузии, говорит о том, что за легитимными арестами последовали политические заявления. Ведь о коррумпированности таких фигур, как теперь уже Горийский экс-губернатор г-н Карели, грузинская оппозиция твердила давно. Но почему же аресты начались тогда, когда новая политическая партия «За единую Грузию», лидером которой является г-н Окруашвили, собралась заявить о себе и стало ясно, что г-н Карелии, также как и некоторые другие фигуранты заведенных уголовных дел либо состоят в ней, либо ей симпатизируют. Кроме того, по оценке самих же грузинских экспертов, вероятность формирования влиятельного оппозиционного блока вокруг партии «За единую Грузию» была достаточно высока. Не этим ли в первую очередь следует объяснять репрессивные действия грузинских властей?
Кстати, еще один бывший член кабинета министров Грузии г-н Хаиндрава назвал эти действия государственным терроризмом, добавив к тому же, что все громкие убийства в Грузии - дело рук ближайшего окружения Саакашвили. А ведь г-на Хаиндрава к поклонникам Окруашвили никак не отнесешь. В отставку он был отправлен как раз из-за разногласий по вопросам урегулирования конфликтов с тогдашним министром обороны г-ном Окруашвили. А какие легитимные обвинения предъявят теперь экс-министру по урегулированию конфликтов?
Г-н Бокерия в своем комментарии отметил также, что свобода слова - важнейшая ценность, но при этом заявил: « Хочу предупредить всех - не дай Бог, чтобы кто-либо, по своему безрассудству, решил использовать какие-либо силовые действия. Ответ государства, как это и должно быть в правовом государстве, будет жесточайший. В рамках закона, но жесточайший». А разве в 2003 году, когда г-н Саакашвили со своими сторонниками врывался в парламент Грузии и захватывал власть - это были не силовые действия, нарушающие закон? Почему-то вспомнился один из заключительных эпизодов знаменитой «Кавказской пленницы», когда товарищ Саахов просит «братьев» красавицы Нины дать ему возможность оправдаться в суде в соответствии с законом, на что «брат» Шурик ему отвечает: « А воровал ты ее по советским законам?»
Можно было бы, конечно, порассуждать о проблеме в терминах революции, поедающей собственных творцов, вспомнить Французскую революцию, революцию в России. Но масштаб и помыслы действующих политических фигур слишком мелковат, а итог их деятельности при нынешнем раскладе - скорее свидетельство квазигосударственных перспектив Грузии и увядания «революции роз», нежели становления подлинно демократического государства.
Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости