Очередная угроза экологии Казахстана
Компания «CHevron Texaco», которую просто преследуют неудачи на российском нефтегазовом рынке, неожиданно для себя получила неприятные известия из Казахстана, где её позиции в нефтяном секторе этой республики считались весьма прочными.
Казахстанские власти, взявшие на вооружение российский метод выяснения взаимоотношений с иностранными нефтегазовыми компаниями, в очередной раз «наехали» на консорциум, осваивающий месторождение на территории этой республики. На этот раз «жертвой» строгого природоохранного законодательства Казахстана стала компания «CHevron Texaco» являющаяся оператором по разработке гигантского нефтяного месторождения на западе республики – «Тенгиз». Кто помнит, не так давно претензии такого же характера были предъявлены и итальянской компании «ENI», являющейся оператором по разработке месторождения «Кашаган» в казахстанском секторе Каспийского моря. Разница состоит в том, что ущерб – нанесенный хрупкой экологии этой страны деятельностью консорциума, возглавляемого «CHevron Texaco» оценен по сравнению с «ENI», куда скромнее - $ 609 млн. «CHevron Texaco» выдвинутые претензии не признаёт и грозится обжаловать их в суде.
Месторождение нефти «Тенгиз», было открыто в 70-х годах прошлого века в бытность СССР. Попытки разработки его предпринимаемые в советское время, натыкались на такую преграду как необычайно высокое содержание серы в первичной нефти, разъедавшей в короткие сроки существовавшее нефтяное оборудование и выводившей из строя средства автоматизации. Извлекаемые объёмы нефти из месторождения «Тенгиз» по разным оценкам колеблются от 7 до 9 млрд. баррелей первичной нефти или от 750 млн. тонн до 1 млрд. 125 млн. тонн. С целью разработки этого месторождения, объём инвестиций в которое оценивался в $ 20 млрд. в 1993 году было создано совместное предприятие (СП) «Тенгизшевройл». Партнёрами в нём выступали «Шеврон Оверсиз Петролеум Инк» - 50%; НК «Каз Мунай Газ» - 20%; «Эксон Мобил Казахстан Венчурс Инк» -25% и «Лук Арко» - 5%. Специалистам компании «CHevron Texaco» удалось справиться с проблемой высокого содержания серы в нефти, путём применения целого ряда оригинальных технических решений и начать промышленную добычу углеводородного сырья с месторождения.
Но похоже, как и в случае с Кашаганским месторождением, власти Казахстана не устраивает перенос сроков и корректировка объёмов добычи нефти в меньшую сторону от ранее планируемых. Более скромный объём финансовых претензий, предъявляемых компании «CHevron Texaco», чем в случае с «ENI», можно объяснить тем, что большая часть инвестиций в рамках проекта по разроботке месторождения «Тенгизшевройла» Казахстану за всё время работы, начиная с 1993 года превысили сумму в $ 14 млрд.
Как и во многих других нефтедобывающих странах, бюджет республики Казахстан, а также финансирование различных инвестиционных проектов как внутри государства, так и за его пределами, напрямую завит от притока нефтедолларов. И это обстоятельство не может не вызывать раздражения у казахстанского правительства в связи с переносами иностранными компаниями сроков добычи планируемых объёмов нефти. Тем более в период, когда мировые цены на неё бьют все рекорды. Другим фактором, повлиявшим на решение властей Казахстана, могло стать неудовольствие работой Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), основным поставщиком нефти для которого должен был стать «Тенгизшевройл». В то время когда «CHevron Texaco» качает ненфть по этому нефтепроводу по льготным тарифам, участники консорциума по эксплуатации КТК, куда входят в том числе Россия и Казахстан не имеют прибыли. И наверное неслучайно участниками консорциума КТК было принято решение об увеличении тарифа на прокачку 1 тонны нефти до $ 28. А в то же время «CHevron Texaco» подал заявку на прокачку 5 млн. тонн тенгизской нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан».
Поэтому иск предъявленный казахстанской стороной можно рассматривать как компенсацию убытков, нанесенных бюджету этой страны. «CHevron Texaco» в свою очередь собирается обжаловать правомочность выдвигаемых к ней претензии в судебном порядке. Пикантность ситуации придаёт недавно принятый парламентом Казахстана довольно грозный закон, позволяющий пересматривать заключенные ранее международные контракты, если они были оформлены на не выгодных для страны условиях. Но думается, что до этого дело не дойдёт, просто казахстанская сторона похоже намерена играть большую роль в экспортной политики в рамках данного проекта. Ведь во многом на поступление нефти с Тенгиза рассчитывают участники строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. А это небезынтересно участникам консорциума по эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции