Слагаемые авторитета Азербайджанского государства
На неделе глава государства совершил поездки в Гобустанский и Евлахский районы. 23 октября президент Ильхам Алиев заложил памятную капсулу в фундамент Олимпийского спортивного центра в Маразе. Центр, запланированный на 5 гектарах, вместит в себя большой и малые спортивные залы, бассейн, стадион.
В рамках проекта будут возведены инфраструктурные объекты, и, в частности, построена гостиница, проложены современные автотрассы. В Маразе президент принял участие в торжественной церемонии открытия парка имени Гейдара Алиева. Затем было открытие нового Торгового центра, расположенного на площади в 3 гектара. Близ села Герайбейли Исмаиллинского района Ильхам Алиев знакомился с ходом реализации масштабного строительства водопровода Огуз-Габала-Баку, начатого в марте этого года. 24 октября в Евлахе глава государства принял участие в церемонии открытия Дворца имени Гейдара Алиева и Историко-краеведческого музея. В этой поездке, насыщенной культурно-символическими событиями, в памяти запечатлелись открытие Музея Гейдара Алиева, возложение венков к пьедесталу памятника общенациональному лидеру, открытие нового офиса Партии «Ени Азербайджан». В программу поездки были включены мероприятия, ставшие едва ли не обыденным явлением для экономической жизни страны, – посещения новой текстильной, кожевенной и мебельной фабрик в Евлахе, принадлежащих акционированному частному капиталу, закладка новых объектов и т. д.
Блиц-поездки президента – конкретные воплощения большой политики трансформационного типа, проводимой Азербайджанским государством на рубеже столетий. Но не только. Это сочетание экономических соображений с высокими, сакральными понятиями, ритуалами, духовными смыслами характеризует азербайджанскую государственную политику. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев реализует курс, отмеченный рядом особенностей, присущих феномену азербайджанской политики.
Курс президента отмечен личностными чертами, в которых индивидуальная неповторимость сопрягается с социокультурной спецификой. Ильхам Алиев всей своей практикой выказывает истину, обычно не замечаемую догматическими критиками. Президент Азербайджана ощущает себя государственным деятелем, а не политиком в том вульгарном представлении, которое бытует в медийном пространстве. Для него политическая деятельность есть синоним деятельности общественной в самом высоком смысле этого слова. Это служение высшим интересам нации посредством властной практики. Отмеченные смыслы прочитываются в речах Ильхама Алиева, они определяют стилистику его выступлений, – без бумажки и трафарета.
«Я никогда не смогу смириться с такой ситуацией, когда кто-то обладает особым статусом. Никто не обладает особым статусом, в том числе я и моя семья», - говорил президент на заседании правительства 22 октября. В своей речи, в Маразе 23 октября президент сделал акцент на патриотическом единодействии: «Все мы – от президента до мелкого чиновника, - … весь азербайджанский народ, должны бить в одну точку, дабы и впредь наращивать силу нашей страны». Еще в 1998 году, в бытность заместителем главы ГНКАР, Ильхам Алиев дал интервью, в котором отмел спекулятивно-биржевой подход к политическим задачам государственной важности. На вопрос: «Экс-спикер заявил, что Баку-Джейхан не обладает для Турции большой экономической значимостью. Что вы на сей счет думаете?» - последовал диагностический ответ: «Эти суждения присущи людям, вычисляющим личный прибыток от каждой операции, то есть дельцам далеким от масштабной политической стратегии». Ответ высвечивает бездну в отношениях государственников, понимающих политику как высокую миссию служения народу и Отчизне, с рыночниками оппозиции, для которых политика - более или менее удачливая игра на бирже, где прибыль - это властные полномочия, полученные на время и это, конечно, - психология временщика.
Ильхам Алиев выказывает, традиционное для азербайджанской государственной службы, понимание практики как чуждой индивидуализма и эгоцентризма. Он, по существу, высказывается в духе Шарля де Голля, который подчеркивал разницу между государственными деятелями и политиками. «Политика, - говорил он, - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам».
Это, конечно, традиция, она заложена азербайджанской государствостроительной практикой в ХХ веке, и, как таковая, заметно отличается от практики стран, принадлежащих к иной цивилизационной матрице. Во времена масс-медийной вакханалии заемных идей, остается затененной истина, о которой есть резон говорить публично и широко. В азербайджанском обществе вертикаль властвования соединяет три самостоятельных уровня: деятельность главы государства освящена символами азербайджанского культурного мира («вертикаль вверх») и находится в структуре правовых отношений с гражданами («вертикаль вниз»). В современном Азербайджане глава государства не только носитель полномочий «вытащенных» из урн, но и моральных достоинств, наиболее чтимых в этом обществе. В этом комплексе моральные факторы значат больше процедурно-правовых факторов – и, таким образом, порождают своеобразие азербайджанского этоса, то есть политических нравов и обычаев.
Курс Ильхама Алиева сохраняет весомый идеократический ресурс – это акцентуация духовного наследия Гейдара Алиева, его символическое воплощение в зримых образах, – памятниках, мемориалах и наименованиях институтов. Традиция сооружений в районных центрах страны памятников Гейдару Алиеву, верно указывает на природу азербайджанского политического общества, на духовные закономерности присущие нации. Известно, что законы истории - это законы массовых действий. В этом смысле Азербайджанская нация есть общность, объединяемая и организуемая «идеей». Глава государства весьма чуток к данной особенности национальной психологии. Гейдар Алиев, - говорил президент в Маразе 23 октября, - «спасал Азербайджан в сложных ситуациях и вывел его на путь развития в 1970-80-х и 1993-2003-х годах». В речи, произнесенной в Евлахе 24 октября, президент акцентирует внимание на органичной связке прошлого и настоящего: «По темпам экономического роста мы первые в мире и удерживаем это лидерство три года». Этот успех стал возможным, благодаря политике Гейдара Алиева в 1993-2003 годах и сегодня, говорит президент, мы остаемся «приверженными политике Гейдара Алиева».
Можно согласиться с мнением, что эта приверженность носит политический характер, поскольку обеспечивает легитимность нынешней власти. Но такое объяснение поверхностно. Надо обязательно добавить: здесь срабатывает особая – социокультурная чуткость президента, то есть знание глубин бытования нации: ее традиций, обычаев, ментальности. Эта чуткость прочитывается в суждениях о национально-духовных ценностях, о необходимости их сбережения и культивирования. В речи в Нахчыванском университете 17 октября президент, отдавая должное мировому универсализму, делает знаковую оговорку. Он говорит: «Мы хотим, чтобы в Азербайджане был использован самый положительный опыт, какой только существует в мире, конечно, с учетом особенностей Азербайджана, наших национальных традиций».
В выступлениях Ильхама Алиева присутствует малозаметная, но важная истина, и ее смысл в том, что социокультурная чуткость к национальной природе общества прямо выводит на проблемы большой значимости. Для президента тема сбережения национальной идентичности логически увязана с принципами социальной справедливости. «Утверждение социальной справедливости, сохранение наших национально-духовных ценностей, - напоминает президент, - имеют для страны жизненное значение». В другом его выступлении можно прочесть: «В некоторых случаях нарушаются принципы социальной справедливости, не проявляется должного уважения к нашим национально-духовным ценностям».
Социокультурный подход позволяет президенту дистанцироваться от экономического кретинизма, – этой манеры судить обо всем сквозь призму «дохода». 24 октября президент говорил: «Социальная сфера - эта такая область, где не может быть речи об экономической рентабельности. Если строятся завод, фабрика, то вложенные средства окупаются, приносят прибыль. Но парки, аллеи, дороги - вся работа по благоустройству проводится просто для того, чтобы люди жили лучше. Чтобы изменился и стал современным облик наших городов, чтобы у нас была современная инфраструктура, комфорт, и мы видим это в Евлахе».
Здесь проявляется, хотя и неявно, крайне важная истина: культура общества определяет государственную политику, ее ценностную нагруженность, а не наоборот.
Данная истина просто обречена на публичные манифестации, если, конечно, нация и ее политическая элита думают об общем будущем. В этом отношении можно быть оптимистами. Наиболее волевая, опытная часть элиты страны, будучи хранительницей заветов Гейдара Алиева, работает на перемены, о которых говорил президент Ильхам Алиев: «Вряд ли найдется второе такое государство, государственный бюджет которого за 4 года увеличился бы почти в 10 раз».
«Благодаря успешной реализации в Азербайджане нефтяной стратегии Гейдара Алиева, - говорил президент на последнем заседании правительства, - в предстоящие годы ожидается большой приток валюты, что, конечно, …укрепит нашу экономику и страну в целом». Это означает, что Азербайджанское государство приближается к очень важному рубежу, – к преломлению экономической силы в силу политическую, и, следовательно, ведет, к необратимости судьбоносных перемен.
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции