Новруз Мамедов: «Левон Тер-Петросян был дальновиднее нынешних лидеров Армении»
Эксклюзивное интервью 1news.az c заведующим отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новрузом Мамедовым
- На днях состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а сегодня должна начаться их очередная поездка в регион. Ваш комментарий по этому поводу.
- О встрече сопредседателей и ее результатах можно будет обстоятельно говорить лишь после ее окончания. Конечно, после последней встречи двух президентов 10 июля в Санкт-Петербурге мы ожидаем от международных организаций и в целом от мирового сообщества, а также от Армении конкретной позиции по армяно-азербайджанской проблеме. От мирового сообщества мы ждем конкретного отношения к позиции Армении, а от Армении – более конструктивной позиции на переговорах. Пока ничего этого мы не наблюдаем. События последних месяцев показывают, что армянская сторона по-прежнему стремится под различными предлогами оттянуть очередную встречу и задержать переговорный процесс. Все знают, что именно армянская сторона всячески торпедирует переговорный процесс. Теперь в качестве предлога они приводят выборы. Но нас это не интересует – Азербайджан готов вести переговоры в любой обстановке.
- Действительно ли выборы являются помехой для продолжения переговоров и сближения позиций сторон?
- Конечно, нет. Если бы с армянской стороны имелась добрая воля, заинтересованность в выработке единой позиции, то ничто этому не помешало бы. Просто руководители Армении, издавна использующие армяно-азербайджанский конфликт в собственных конъюнктурных интересах для удержания у власти, непрерывно ищут те или иные предлоги и отговорки. Подойди они к делу прагматичнее, то поняли бы, что такая позиция противоречит интересам Армении и армянского народа. Ибо справедливое урегулирование конфликта отвечает и их интересам.
- Ожидается ли в ближайшее время новая встреча президентов Азербайджана и Армении?
- Пока мне об этом ничего неизвестно. Лишь после окончания этого турне можно будет сказать что-то определенное. Вероятно, наш министр иностранных дел проинформирует президента, а затем уже все будет ясно. То есть я не знаю, создадут ли эти переговоры в рамках турне предпосылки для встречи президентов или нет. Одновременно наш президент сказал, что мы хотим урегулировать конфликт. Если есть конкретная позиция, конкретная тенденция к этому, тогда президент на переговоры пойдет. В противном случае и смысла встречаться нет.
- В последнее время активизировался экс-президент Армении Левон Тер-Петросян. Можно ли рассчитывать на прогресс в урегулировании карабахского конфликта, если Л. Тер-Петросян вернется к власти?
- Любой руководитель Армении, желающий служить своему народу, должен стремиться к справедливому урегулированию этого конфликта, а для этого необходимо занять конструктивную позицию. К сожалению, пока мы такого не наблюдаем. Многие из армянских лидеров представляли свой народ как многострадальный, но они забывают, что многострадальным армянский народ сделали именно они, вовлекая его то и дело в различные политические интриги и провокации. При сравнительном анализе прошлого можно прийти к выводу, что Л. Тер-Петросян несколько лучше других видел и анализировал события, делая соответствующие выводы. Но я не думаю, что сегодня он имеет реальные шансы прийти к власти.
- Возможно ли, чтобы вооруженная борьба ПКК против Турции обернулась в итоге турецко-иракской войной?
- Нет. Мероприятия Турции против ПКК никак не могут привести к войне между Турцией и Ираком. Да и внутренняя обстановка в Ираке, состояние его армии и прочее не благоприятствуют этому варианту. И Турции незачем вступать в войну со своим соседом. Сегодня правительства обеих стран должны предпринять конкретные меры для наведения порядка в приграничной зоне и прекращения террористических актов. Очень часто на долю народов выпадают несчастья по вине их лидеров-авантюристов. Я думаю, что и турецкая, и иракская стороны, и мировое сообщество сумеют найти путь разрешения этой проблемы.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az