Матвей Ганапольский: «России выгодно манипулировать конфликтами на Южном Кавказе»
Эксклюзивное интервью 1news.az c известным российским тележурналистом «Эхо Москвы» и «RTVI» Матвеем Ганапольским
- Матвей Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, события, развившиеся в Грузии в последний период, активизацию оппозиции и проходящий в Тбилиси митинг?
- Тот факт, что власть Грузии не находится в активном диалоге с оппозицией, меня очень настораживает. Саакашвили повторяет политическую ошибку экс-президента Шеварднадзе: отсутствие диалога со своими политическими оппонентами и обществом послужило причиной насильственного отстранения его от власти. То, что в Грузии существует публичная оппозиция, это важный факт.
Существование оппозиционного канала, это также демонстрация того, что в Грузии демократическое государство. Пока власти силовым способом не закрыли оппозиционный канал и не начали подавлять демонстрации, я считал Грузию демократической страной.
Что касается демонстрации и требований демонстрантов, то во избежание недомолвок хочу сказать, что хорошо знаком с Михаилом Саакашвили. Когда еще был жив Зураб Жвания – мой родственник, мы даже вместе сидели в ресторане. Кроме того, я говорил с Саакашвили и тогда, когда он был с визитом в Москве и встречался с Путиным. Он очень интересно говорил о ситуации в Грузии, о тех шагах, которые необходимы по объединению, развитию демократии в Грузии. Безусловно, и либерально настроенная Россия поддержала Михаила Саакашвили и сейчас, я бы сказал, весьма осторожно его критикует.
Я не считаю возможным делать какие-либо суждения по поводу того, что Саакашвили делает правильно, а что - нет. Безусловно, президент имеет право поступать так, как считает нужным, так же как оппозиция действует так, как считает нужным. Когда 100 тысяч людей вышли на улицы и продемонстрировали недовольство деятельностью власти, то со стороны властей прозвучала фраза, что это все чепуха, и не стоит обращать внимания. Я бы хотел сказать, что присутствие на улице 100 тысяч человек, это не мелочь.
Я не беру на себя смелость указывать президенту Грузии, какие механизмы должны быть в диалоге с народом, но должен сказать, что мне было бы очень горько, если бы президент Саакашвили пошел по пути Путина, который считает своим народом тех, кто с ним согласен, и не замечает тех, кто не согласен с его политикой.
Я признаю заслуги Саакашвили в модернизации грузинского общества, в становлении Грузии как независимого государства. Говорить, что Саакашвили ничего не сделал, что Грузия такая же, как была при Шеварднадзе, это – ложь.
Но смею также утверждать, что ненахождение в диалоге с обществом, грозит гораздо более серьезными последствиями, чем кажется.
Когда на улицы выходит 100 тысяч демонстрантов, это признак больших проблем, которые существуют в стране. Я как журналист, который очень любит Грузию и болеет за нее, хотел бы, чтобы власть вступила в диалог с народом.
- Как бы вы оценили участие бизнесмена Бадри Патаркацишвили в протекающих в Грузии политических процессах?
- Не могу судить о той роли, которую играет Бадри Патаркацишвили в грузинской политике, так как об этой роли ничего не знаю. Мне известно, что Патаркацишвили финансирует телеканал, посредством которого я узнаю о протекающих в Грузии событиях, на нем звучит другое мнение, иная точка зрения, чем на официальных СМИ.
- Большая часть российской элиты не скрывает, что не торопится урегулировать конфликты на территории Грузии и ждет дальнейшего развития событий в Косово. Насколько реально, признание Россией независимости де-факто республик в случае признания Западом независимости Косово?
- Запад не един в данном отношении. Есть государства, которые сегодня же готовы к признанию независимости, у ряда из них совсем другая позиция.
Я думаю, что в интересы России не входит признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В ее интересах, скорее, манипуляция данными конфликтами
- Гига Бокерия в интервью «Нью-Йорк Таймс» заявил, что телекомпания «Имеди» не будет функционировать. Как вы считаете, насколько справедливым в глазах общества будет проведение выборов без этой телекомпании?
- Представители власти сегодня часто говорят, что восстановлением и спасением нашего реноме может быть справедливое проведение выборов. Но я бы сказал, что выборы не могут быть признаны справедливыми ни нашим электоратом, ни международным содружеством, если «Имеди» не восстановит работу. Реально у власти есть рычаги воздействия на все другие телекомпании. Страна скорее проиграет, чем выиграет от закрытия «Имеди».
Ираклий Манагадзе, 1news.az