Россия: генеральский звездопад
На руководящих постах в Минобороны перемены. Едва закончилось традиционное совещание высшего командного состава вооруженных сил, которое ежегодно проходит в Москве в конце осени, как три многозвездных генерала уже отправлены в отставку.
Один из уволенных тот, кто подвергся резкой критике президента за неисполнительность – начальник Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) министерства, генерал-полковник Игорь Быков. Ему Владимир Путин вменил в вину недостроенный госпиталь для подводников Тихоокеанского флота на Камчатке, в поселке Вилючинск. По той же причине уволен с воинской службы и начальник Службы расквартирования и обустройства войск генерал армии Анатолий Гребенюк. Он тоже отвечал за строительство Вилючинского госпиталя. А заодно с ними отправлен в отставку и начальник Главного бронетанкового управления (ГАБТУ) генерал-полковник Владислав Полонский.
Правда, с генералом Полонским история другая. Он выслужил положенный по закону срок (генералы уходят в отставку в 60 лет). А вот Быкову и Гребенюку, что называется, предстояло еще служить и служить (первый – 1954 года рождения, второй – 1955-го).
Но недостроенный и недооборудованный госпиталь в Вилючинске – это только повод для увольнения. На самом деле недостатков в строительстве жилья для военных и обеспечении их необходимой медицинской помощью достаточно. И не только на Камчатке, но и в Москве, в частности, в центральных госпиталях Министерства обороны. Бюджет с каждым годом все увеличивается, а необходимых лекарств все равно как не хватало, так и не хватает. Замена устаревшего медицинского оборудования на современное идет крайне медленно, а санатории и базы отдыха становятся просто недоступными для офицеров, запасников и членов их семей. С одной стороны – очень дороги путевки, с другой – их просто не достать. Кто-то за это должен был ответить. Начальник ГВМУ – в первую очередь.
Не блестяще обстоят дела и со строительством жилья для военнослужащих. Несмотря на бодрые рапорты военных, что жилищная проблема вот-вот будет решена, очередь на жилье последние 15 лет ни разу не опускалась ниже 130 тысяч. Практически семья каждого третьего офицера – без крыши над головой.
Назначение нового министра обороны Анатолия Сердюкова, специалиста по финансовым и экономическим вопросам, должно было поломать эту «вечную проблему». И новый глава военного ведомства стал ее «ломать». Привлек к анализу и изучению накопившихся проблем новых людей, никак не связанных с военными, получил карт-бланш от президента на увольнение высших военных чинов, которые по тем или иным причинам не справляются со своей работой. И начал проводить «чистку» на армейском капитанском мостике.
Из пяти замов, которые занимали эти посты при Сергее Иванове, остались только трое – начальник Генштаба вооруженных сил, генерал армии Юрий Балуевский, начальник Тыла вооруженных сил, генерал армии Владимир Исаков и статс-секретарь-заместитель министра, генерал армии Николай Панков. Теперь начальник Службы экономики и финансов Минобороны Любовь Куделина стала заместителем министра. Первого зама министра генерала армии Александра Белоусова сменил на посту недавний командующий ВДВ, генерал-полковник Александр Колмаков, начальника Вооружений, генерала армии Алексея Московского – командующий Сибирским военным округом генерал армии Николай Макаров. Сейчас появился еще один зам – им стал бывший советник Анатолия Сердюкова, генерал-майор запаса ФСБ Олег Эскин. Ему поручено курировать очень важное на сегодня направление – развитие автоматизированных систем управления войсками, информационных технологий и связи.
Произведены замены на флоте: пост главнокомандующего ВМФ вместо адмирала Владимира Масорина занял бывший командующий Северным флотом адмирал Владимир Высоцкий. Сразу после этого провели рокировку командующих на Балтийском и Тихоокеанском флотах. На место уходящего в отставку по возрасту командующего ТОФ, адмирала Виктора Федорова назначен командующий дважды Краснознаменным Балтийским флотом, вице-адмирал Константин Сиденко. А на место Сиденко приходит начальник штаба ТОФ, вице-адмирал Виктор Мардусин.
И это, как утверждают военные аналитики, не последние замены на командирских мостиках в Минобороны. Новые задачи, которые стоят перед вооруженными силами, требуют новых кадров – высококомпетентных, ответственных и не запятнанных порочащими их связями. Требуются профессионалы и для новой организации армейского хозяйства. Особенно на главных постах самого военного ведомства. Именно с этой целью и проводится в Министерстве обороны реорганизация центрального аппарата, появляются не существовавшие до Сердюкова структуры. Например, Главное правовое управление. Известно, что половина приказов и распоряжений командиров и военачальников самого разного уровня, до недавнего времени из-за несоответствия требованиям закона часто отменялись Главной военной прокуратурой. Еще хуже, когда такие документы отправлялись на рассмотрение в Кремль и правительство. Теперь все такого рода документа прежде, чем выйти из генеральских кабинетов и превратиться в официальный документ, станут проходить проверку юристами, и только после этого отправляться по назначению.
Параллельно в структуре Минобороны создано Организационно-инспекторское управление, которое будет контролировать не только прохождение приказов и директив, но и проверять результативность их выполнения. Так Анатолий Сердюков пытается опровергнуть содержание старой поговорки, что «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Получится ли это у него – большой вопрос, но стремление к достижению этой цели нельзя не приветствовать.
Появились в военном ведомстве и другие органы. Среди них – Управление прав собственника имущества организаций Минобороны. Финансово-экономический блок «раскассирован» на три составляющие. Из него специально выделен департамент социальных гарантий. А в округах и на флотах формируются территориальные и региональные подразделения Главного управления капитального строительства…
При назначении Анатолия Сердюкова на пост президент Путин поручил ему «создание грамотного и результативного управления всем процессом подготовки и жизнедеятельности войск», а также «более прозрачной системы рационального и целевого расходования бюджетных средств, поступающих в Вооруженные силы». Станут ли в результате реформ, которые проводит глава военного ведомства финансовые потоки, направляемые в армию на закупку вооружений, выплату денежного довольствия военнослужащим, на строительство и закупку жилья более прозрачными и контролируемыми? Хотя бы на уровне руководства Минобороны. Возможно, смена руководства на важнейших армейских постах – это шаги в нужном направлении.
Никита Петров
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости