Зардушт Ализаде: «Запад не станет открыто вмешиваться во внутренние дела Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az с известным политологом Зардуштом Ализаде
- Что вы думаете по поводу предложенного диалога между оппозицией и правительством?
- Все разговоры о диалоге между правительством и оппозицией – не более чем миф. Такой диалог не выглядит реалистичным.
О каком диалоге может идти речь в такой обстановке? Чего хочет общество? Общество хочет, чтобы был положен конец царящему вокруг беспределу и произволу, проведены демократические, нефальсифицированные выборы, чтобы власть сменялась выборным путем, чтобы доходы от нефти шли не в чьи-то карманы, а на решение проблем народа. К сожалению, у нас цели и задачи властей и общества совершенно различны.
Положим, диалог начался. Общество говорит властям: не грабьте достояние народа, а они отвечают: мы не грабим. Как же не грабите, спрашивают у них. А те: а где решение суда? Им говорят: ведь суды в вашем распоряжении, в вашем услужении, они выносят неверные решения. Я хочу сказать, что в нынешних условиях говорить о диалоге бессмысленно. Когда властям говорят, что они фальсифицируют выборы и что у нас позорный парламент, они, как ни в чем не бывало, отвечают: что вы, у нас прекрасный парламент, весь мир его признает, в нем принимаются отличные законы, таким парламентом гордиться надо. Диалог между глухими и слепыми невозможен. Вопрос диалога подброшен Западом, который требует от правительства пойти на диалог с оппозицией. Правительство же говорит, что мы готовы к диалогу. В сущности же все это только обман.
- Что есть на ваш взгляд диалог?
- Например, в западных странах законно избранные депутаты ведут диалог в парламентах. В Великобритании диалог идет между лейбористами и консерваторами, в США – республиканцами и демократами. В Азербайджане дела выигравших выборы 8-9 кандидатов в депутаты рассматривает Страсбургский суд, потому что Центральная избирательная комиссия не выдала им мандаты. Допущенные в парламент под видом оппозиции депутаты – представители второго и третьего эшелонов оппозиции, им и слова не дают. Когда же они, улучив момент, произносят пару критических фраз, на них напускаются человек 30. Иными словами, тема диалога у нас муссируется исключительно для того, чтобы потрафить Западу. На самом деле к диалогу не готовы ни власти, ни, увы, оппозиция.
- Вы упомянули о беспределе и произволе в стране, о присвоении народных средств. Можно ли назвать реакцию общества и оппозиции на эти негативные явления адекватной?
- Я уже косвенно дал понять, что оппозиция находится в довольно жалком состоянии. В составе оппозиции слишком мало тех, кто служит высоким идеалам. И само общество охвачено равнодушием, оно сломлено и подавлено, запугано правительством. Абсолютное большинство населения совершенно безразлично к Родине, к государству, законам, судьбе своей страны. Обратите внимание, о чем говорят в беседах наши мужчины, – исключительно о деньгах. В разговорах только и слышны словечки «манат», «доллар», «ширван», «евро» и прочее.
- Насколько же правомерно оппозиции, находящейся, по вашим словам, в жалком состоянии, участвовать в предстоящих выборах?
- Я уверен, что люди, именующие себя оппозицией, участвовать в выборах будут, хотя даже теоретического шанса на победу у них нет. На президентских выборах 2008 года относительно реальные шансы побороться имеет из лагеря оппозиции один Эльдар Намазов, и для реализации этого шанса оппозиции надлежит объединиться вокруг него. Но этого не будет. Я не сомневаюсь, что вновь человек как минимум 10-15, расталкивая друг друга, будут выдвигать свои кандидатуры. Из них будут зарегистрированы человек 6-7, и в очередной раз победителем будет Ильхам Алиев, для победы которого будут мобилизованы все государственные ресурсы.
- Вы сказали, что, лишь объединившись вокруг Эльдара Намазова, оппозиция может чего-то добиться на выборах. Что отличает его от других претендентов?
- Только то, что он является приемлемой фигурой для некоторой части правящей клики. Все знают, что Эльдар Намазов, придя к власти, никого не обидит, не свалит, вообще не станет проводить перестановок. Это примирительная фигура. Азербайджан в нынешний переходный период для проведения реформ, строительства демократического государства нуждается в национальном мире. Потому что у нас, к сожалению, между правящей кликой и низшими слоями общества налицо непримиримые отношения. Нет национального мира, нет верховенства закона. Все, что происходило в стране до сих пор, происходило на почве насилия и лжи. Эльдар Намазов – человек, способный изменить эту печальную традицию.
- Люди, именующие себя ведущей оппозицией, заявляют, что в отличие от прежних выборов на этот раз Запад будет оказывать большее давление на власти, и поэтому шансов на победу у их кандидата будет поменьше. Согласны ли вы с этим?
- Я уверен, что Запад не станет открыто вмешиваться во внутренние дела Азербайджана. Если в Азербайджане будет сильная оппозиционная команда и лидер, то они, конечно, потребуют от руководства провести демократические выборы и создать народу условия для волеизъявления. Если же опять, как многократно было раньше, будут кандидаты, ничего хорошего не сулящие, то Запад вновь ограничится дежурными фразами: нужны справедливые выборы, а если выборам будет придана хоть отчасти демократическая видимость, то заявят, что сделан шаг вперед.
- На днях Эльдар Намазов провозгласил «Гражданскую хартию». Что, по-вашему, можно от этого ждать?
- Человек, имеющий репутацию оппозиционера, предлагает не воевать, а мир, реформы, безопасность, амнистию семьям нынешнего и прежних президентов и их капиталам. Если они примут предложение, то, мне кажется, это будет на пользу стране.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az