ПРОкошки – ПРОмышки
Виктор Литовкин, заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения»
Читаю сообщения о содержании письма, который Госдепартамент США направил в МИД России с предложениями о совместной работе над созданием ПРО в Европе, и вспоминаю старый украинский анекдот. Расскажу его на русском. Естественно, при этом он потеряет часть своих неповторимых красок, но суть будет понятна.
Хохол с обидой обращается к москалю:
- Чего ты, Петро, не приходишь ко мне? Зову тебя, зову, а ты все не идешь и не идешь. А мы с жинкой недавно кабанчика зарезали, - свежее сало, колбаса, горилка есть... Очень хочется угостить лучшего друга.
- А как прийти? У тебя же во дворе злая собака.
- Ох, беда, беда, - вздыхает хохол
Так и тут.
Американцы, конечно же, согласны на сотрудничество с Россией в создании ПРО ТВД, как в рамках НАТО, так и в отношении своей стратегической ПРО в Европе. Они готовы допустить на свои объекты ПРО в Польше и Чехии российских специалистов. Правда, не на постоянной основе, а периодически. Раз или два в три месяца или раз в полгода. Да и то при условии, если такое разрешение дадут правительства Варшавы и Праги. А там согласны допустить в страну только гражданских лиц, но никак не военных.
Улавливаете смысл? Чем не повторение анекдота, который я напомнил?
А ведь еще в октябре на московской встрече министров обороны и иностранных дел США и России в формате «2+2» Роберт Гейтс (глава военного ведомства США, если этого кто не знает - В.Л.), говорил, что Вашингтон готов предоставить возможность российским офицерам постоянно присутствовать на противоракетной базе в Польше и на радаре в Чехии. Обещал, что Соединенные Штаты могут отсрочить ввод в строй объектов ПРО в Восточной Европе до появления четких и однозначных доказательств наличия ракетной угрозы со стороны Ирана. Это был шаг навстречу Москве, которая настаивает на том, что такой угрозы не существует, и Тегеран не в состоянии создать баллистические ракеты, способные долететь до США и европейских союзников Вашингтона по НАТО. Американские партнеры даже не возражали подписать соответствующий документ, в котором будут зафиксированы эти договоренности. Теперь оказывается, все не так.
Все не так, ребята.
Вот и министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил разочарование американской позицией. «Соединенные Штаты не оправдали надежд России», - заявил он после изучения письма из Госдепартамента и встречи со своей визави Кондолизой Райс в Вашингтоне перед конференцией в Аннаполисе. Об этом же он говорил и в самолете коллегам-журналистам, когда возвращался из Штатов в Москву. Похожую мысль выразил и министр обороны России Анатолий Сердюков. «Позиция России по ПРО остается неизменной, - напомнил он в Нордвейке. - Все, что нам предлагалось, нас не устраивает». А начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский даже перешел на фольклор, что за ним раньше замечалось не часто. «Нам предлагают стать бесплатным приложением к развертываемому третьему позиционному району ПРО США, - разъяснил он письменное послание Вашингтона. - Я уже говорил: собака лает - караван идет. Это выражение можно применить к сложившейся ситуации. Американцы, мягко говоря, принимают нас за тех, кто лает, а они делают свое дело».
Не знаю, как вся эта ситуация относится к пословице, которую вспомнил генерал армии, но то, что американцы продолжают с нами игру в кошки-мышки, очевидно. Вернее, не просто в кошки-мышки, а в ПРОкошки и ПРОмышки, что, конечно же, много опаснее простых детских забав. Совсем не похожих на сравнительно невинный, хотя и с определенными оговорками, диснеевский мультипликационный сериал «Том и Джерри». Потому что, как мне не раз приходилось писать, да и не только мне, но и многим серьезным военным экспертам, она представляет реальную опасность для системы стратегического сдерживания России, ее стратегических ракетных комплексов в европейской части страны. И тем, что направлена именно против них, а не какой-то там мифической «иранской угрозы». И тем, что не обозначает никаких конкретных границ американского противоракетного «забора». Ни на земле, ни в космосе.
Нельзя никого упрекать в том, что он хочет обезопасить себя и свою страну от каких-либо изгоев-террористов и прочей нечисти. Но не за счет безопасности соседей по планете, которых, при случае, похлопываешь по плечу и называешь «стратегическим партнером»?! Увы, такие вещи сегодня не проходят.
Вопрос даже не в том, что делать. На эту тему тоже многое и много раз сказано. Вопрос в другом - как объяснить или заставить другую сторону (партнера, собеседника, оппозиционера и etc.) считаться с твоим мнением и твоими интересами. Это задачка, над которой бьются не только отдельные люди, общественные движения, политические партии, но и целые страны, государственные союзы. В том числе и военно-политические. Странно было бы в этих заметках искать и предлагать какие-то конкретные ответы на этот вопрос или рецепты. И все же. Не могу не сказать о том, что искать точки соприкосновения все равно надо и придется. И не только нам.
Вот и ветераны Второй мировой, маршалы Советского Союза и генералы армии Сергей Соколов, Дмитрий Язов, Виктор Куликов, Александр Ефимов, Валентин Варенников, Махмут Гареев и другие уже обратились с открытым письмом к своим боевым побратимам в Польше и Чехии с предложением выразить протест против размещения на их земле элементов американской ПРО. Ветеранов поддержали некоторые политики и общественные движения в Германии, в Дании, в других европейских странах. К примеру, размещение элементов ПРО в Польше, по социологическим опросам, поддерживает только 24 процента населения, а 61 процент опасается, что они могут вызвать ракетное нападение на их страну. Но, увы, эти цифры на власть предержащих при всей их показной или реальной демократичности никак не влияют.
Хотя почему не влияют?! Вот и некоторые государственные деятели в Варшаве поняли, что без России им будет труднее, чем с Россией. Предложение премьер-министра Дональда Туска и министра иностранных дел Радослава Сикорского начать консультации с Москвой по проблеме размещения американской ПРО на территории их страны, по-моему, отсюда. Не факт, что Варшава откажется от договоренностей с Вашингтоном по поводу ПРО. Но то, что твердая позиция России, ее предупреждение о возможных последствиях, как для Восточной Европы, так и для каждой отдельной страны Старого Континента, от создания новых угроз ее безопасности, начинает срабатывать - налицо. Люди постепенно приходят к пониманию, в Кремле уже давно не шутят, когда говорят об ассиметричном и эффективном ответе на эти угрозы.
А думающие политики и государственные деятели всегда лучше и ответственнее тех, кто ради каких-то сиюминутных, эгоистических выгод готов играть в кошки-мышки судьбой собственного народа, рисковать его жизнями.
Не исключаю, что такие ответственные люди могут и должны появиться и в Чехии. Когда некоторые руководители этой страны, вроде премьера Мирека Тополанека, говорят, что размещают американский радар на своей территории только затем, чтобы не попасть под влияние Москвы, это кажется смешным и глупым. На это указывает и бывший премьер этой страны Милош Земан. Он считает, что размещение американского радара на чешской земле это «провокация в отношении Москвы» и требует провести референдум по этому поводу, хотя власти, видимо, заранее знающие, к каким результатам он может привести, категорически возражают против такой идеи.
Что делать нам в этой ситуации, уже неоднократно обсуждалось в этой колонке. Со многими предложениями читателей, присланными в мой адрес, я, безусловно, согласен. Но вот, что любопытно. Как мне показалось, в последнее время руководство нашей страны резко изменило свою политику в отношении американской ПРО в Европе. Нет, согласия на ее размещение в Польше и Чехии не появилось. Оно и не предвидится. Даже намека такого не существует. Об этом можно судить и по тем заявлениям, которые я приводил чуть раньше. А вот тактика и стратегия переговоров с Белым домом избрана абсолютно новая. И она в ряду тех внешнеполитических событий, которые мы сейчас наблюдаем.
Москва как бы говорит Вашингтону: вы отказываетесь от ратификации адаптированного ДОВСЕ, вопреки Основополагающему акту Россия-НАТО размещаете свои воинские контингенты вблизи российских границ - в Румынии и Болгарии, при этом требуете вывести наших миротворцев из Приднестровья? Прекрасно. У нас есть свои ответы на такие действия. Мы, например, не можем оставить свои артиллерийские склады в Колбасно, предоставляем вам время на ратификацию ДОВСЕ. Теперь после принятия закона о замораживании нашего участия там - до бесконечности. В результате ни один ваш инспектор не ступит на землю наших воинских частей и военных баз. Никакой официальной информации о перемещении наших воинских подразделений и вооружений по территории европейской части страны вы больше не получите. Хотели этого, - нет проблем, получите и распишитесь в получении.
Будете продолжать заталкивать в Польшу и Чехию элементы своей ПРО, не хотите прислушаться к трезвым голосам - у нас найдется и на это свой ответ. Например, выход из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Размещение оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» с крылатыми ракетами, летающими за пределы ограничений, наложенных РСМД, но достающими до ваших баз, в Калининградской области. Вы этого добивались? Считайте, что уже почти добились.
Вот и министр иностранных дел России Сергей Лавров собрал в один узел все противоречия, которые разделяют сегодня Москву и Вашингтон - ПРО, ДОВСЕ, Косово, продление Договора по СНВ-1, срок действия которого заканчивается в конце 2009 года. «Если вместо этого договора мы получим возможность лишь ездить друг к другу на соответствующие объекты и смотреть, что там происходит, - заметил он, - если все ограничится транспарентностью, взаимными мерами доверия и если не будет никаких ограничений для создания новых носителей и новых ядерных вооружений, это будет наш общий провал». И призвал США не на словах, а на деле сделать шаг к дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. Более того, призвал к подключению к этому процессу другие ядерные державы. Видимо, Китай, Францию, Великобританию, Индию и Пакистан... А, может, еще и Израиль.
Внешнеполитическое ведомство России, естественно, не без «зеленого света», который ему зажег Кремль, начинает информационное наступление на США и его руководство. Игра в ПРОкошки и ПРОмышки выливается в многосторонние и многослойные действия, где на кону продолжает оставаться безопасность. И не только наших двух стран, но и Европы, ведущих государств Азии... Можно не говорить, что инициаторами такой игры, конечно же, являемся не мы, - она только ответ на те «забавы», которые нам навязывает Вашингтон, пытающийся получить односторонние преимущества не только в политической и экономической, но и в военной сфере, чего мы, естественно, допустить не можем. Так как догадываемся, во что это может вылиться. Но эти «игры» становятся все более и более опасными.
Правда, при этом мы стараемся не втянуться в гонку вооружений, не тратить на свою армию и системы защиты от новых стратегических систем, которые пытаются разместить в Европе США, ни одного лишнего рубля. Как это получится, для меня лично - большой вопрос. Неужели опять за счет тех людей, которые носят погоны и которые своей самоотверженной службой, высоким профессионализмом и ответственностью должны компенсировать нехватку средств на адекватный, пусть и асимметричный ответ? Не хотелось бы.
А о том, что игры в кошки-мышки с теми, кто с помощью европейской ПРО пытается навязать нам гонку вооружений, продолжаются, свидетельствует такой любопытный факт.
С 1 по 15 декабря на территории военной базы США в Германии, на полигонах Графенфер и Гогенфельц проходит второй этап российско-американских совместных миротворческих командно-штабных учений «Торгау-2007». (Если кто-то не знает, Торгау - это тот самый городок на Эльбе, где в апреле 1945 года встретились наши войска, вместе сражавшиеся против фашистов - В.Л.). От нас участие в них принимают двести солдат и офицеров Московского военного округа. Часть из них уже «воевала» вместе с джи-ай на Мулинском полигоне Нижегородской области в сентябре нынешнего года, на первом этапе данных учений, которые почему-то прошли в нашей стране без особого упоминания в печати.
Да и о нынешних сообщили только информагентства. Почему, можно только догадываться.
На фоне громогласных заявлений о недопустимости развертывания в Европе элементов американской ПРО, об адекватном и асимметричном ответе на эту угрозу совместные учения с воинскими подразделениями США могут выглядеть в глазах общественности несколько странно. Тем не менее, они - непреложный факт. Существующий, может быть, и для того, чтобы подчеркнуть, что ничего еще не потеряно? Что шансы на согласие еще остаются? Что проблемы ПРО - отдельно, а военное сотрудничество и партнерство - отдельно?...
Вот такая чудная игра.
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости