Путин и Буш решили судьбу иранского досье | 1news.az | Новости
Точка зрения

Путин и Буш решили судьбу иранского досье

19:12 - 05 / 12 / 2007
Путин и Буш решили судьбу иранского досье

Не стоит делать из доклада спецслужб США относительно ядерной программы Ирана сенсацию, якобы способную в корне изменить судьбу иранского ядерного досье. Однако возможно, что судьбу этого досье решили Владимир Путин и Джордж Буш в последовавшем за публикацией доклада телефонном разговоре. Правда, нельзя исключать, что и сам разговор стал следствием обнародования доклада.

Новый оценочный документ американской разведки по ядерной программе Ирана, конечно, наделал много шума. Но нового в нём ничего нет, кроме, разве что, самого факта публикации. Прежде всего, утверждения спецслужб США о том, что Иран уже в 2003 году прекратил все работы над созданием ядерного оружия, достоверны лишь, по их же словам «со средней степенью уверенности», то есть 50 на 50. В общем, перед нами - обычная рабочая версия по иранской проблеме, отрабатываемая на всех экспертных уровнях начиная с 2003 года.

Всё это в равной степени относится и к утверждениям о том, что произвести высокообогащенный уран в достаточном количестве для производства ядерного оружия Иран технологически будет способен где-то с 2010 – 2015 годов. Никакой точной информации тут не содержится.

Словом, доклад ни в отношении ядерной программы, ни в отношении самого Ирана ровным счетом ничего не меняет. И надеждам на то, что его публикацией накануне обсуждения в Совете Безопасности ООН новой резолюции по Ирану будет нанесен серьёзный удар по сколачиваемой Белым домом антииранской коалиции, не суждено сбыться.

В офисе Хавьера Соланы, Верховного представителя Евросоюза по вопросам общей внешней политики и вопросам политики безопасности, сразу же заявили, что публикация не повлияет на отношение Евросоюза к иранской ядерной проблеме. Подход ЕС по-прежнему будет основываться на «диалоге и принуждении». Этого заявления не опровергли главные переговорщики с Ираном – Франция, Германия, Великобритания. Они же выступают и в роли антииранской коалиции в составе «иранской шестёрки» и в СБ ООН. В общем, фактически – ничего нового.

Другое дело - телефонный разговор двух президентов, Путина и Буша, по иранскому «ядерному досье» и ситуации вокруг него. Вот здесь много интересного. Фактически, в публичных комментариях президента США к этой беседе прозвучало признание за Россией ключевой роли в решении иранской проблемы. Такое с Бушем не часто бывает, даже с поправкой на его характерную манеру выражаться так, что понять его трудно. Страсти по докладу бушевали на пресс-конференции в Белом доме.

«Одно из интересных тактических решений, которое приняла Россия и которое поддерживают США, это понимание того, что Иран обладает суверенным правом на программу гражданской ядерной энергетики, но они (иранцы) не пользуются нашим доверием в том, чтобы иметь возможность обогащать уран для реализации этих планов». Эта часть комментария Бушем телефонного разговора - не просто реверанс в адрес России. Это, фактически, готовность принять вариант «пойти в чём-то навстречу Ирану». Например, согласиться на возможность ограниченного, в исследовательских целях обогащения урана, что изначально предлагали российские эксперты.

Наконец, главное. По словам Джорджа Буша, между ним и Владимиром Путиным есть понимание того, что в случае, если Иран создаст оружейную программу, «это будет настоящей угрозой». И для того, чтобы воспрепятствовать этому, Буш не только согласился с предложенным российским президентом «подходом», но и обещал ему всяческую поддержку.

Речь идёт о поставках ядерного топлива на АЭС в Бушере. США и Европа, а также и ряд российских экспертов не исключают варианта, при котором Иран будет задерживать отработавшее ядерное топливо, используя его для получения оружейного плутония. Технологически это возможно, т.к. «отработавшее топливо» уже само по себе высокообогащенный уран.

Путин, по словам Буша, предложил, что Россия возьмет на себя и обязательства по его обязательному возврату, при содействии, конечно же, США. На это, сообщил Буш, «я сказал публично - да, и сделаю это снова».

Для Джорджа Буша состоявшийся телефонный разговор, в контексте нашумевшего доклада, оказался как нельзя кстати. Буш подчеркнул, что в телефонном разговоре он рассказал Путину и о содержании «национальной разведывательной оценки», и о том, что она означает, заметив при этом, что «наша (Буш-Путин) совместная работа была эффективной».

Теперь следует предсказать, что проект резолюции, предусматривающий введение более жестких санкций против Тегерана, в СБ ООН будет внесен уже в ближайшее время. Тут надо учесть, что Путин и Буш, как на этом настаивает американский президент, обсудили ещё и «продолжающиеся усилия по выработке новой резолюции СБ ООН» на тот случай, «если иранский режим не остановит обогащение урана». И если их мнения и в этом вопросе так же близки, как и по остальным позициям (а, судя по всему, так оно и есть), можно считать, что судьба «иранского досье» в ближайшей перспективе предрешена.

Петр Гончаров, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости

Поделиться:
1814

Последние новости

Все новости

1news TV