Когда в России закончится нефть
России необходимо провести кардинальные изменения в своей нефтегазовой отрасли – увеличить инвестиции в разведку и добычу и более экономно расходовать энергоресурсы.
Иначе российские запасы нефти будут полностью исчерпаны через 22 года. Такой прогноз содержится в докладе авторитетного Немецкого института экономии (DIW), обнародованном 4 ноября. «Глупость и искажение» - такова была единодушная реакция российских экспертов на мрачные пророчества немцев.
Доклад DIW обращает внимание на то, что Россия, вторая страна мира по объемам нефтедобычи (9,7 млн баррелей в день) после Саудовской Аравии, по доказанным запасам «черного золота» занимает только седьмую строчку мирового рейтинга (6-7% от общемировых резервов). На этом основании авторы доклада делают крайне неутешительный вывод: при нынешнем уровне добычи запасы нефти в России закончатся примерно через 22 года.
Немецкие ученые указывают на ряд недостатков в российской энергетической политике, которые привели к столь плачевному положению дел. Это недостаток инвестиций, необходимых для повышения объемов добычи полезных ископаемых; недостаточно развитые технологии энергосбережения; низкие цены на энергоресурсы на внутреннем рынке, из-за которых попусту сжигается углеводородное сырье. Как считают авторы доклада, такое положение дел надо кардинально менять – в противном случае Западную Европу ожидает полная неопределенность относительно поставок углеводородов из России. Немецких экономистов можно понять: по их оценке, сейчас 29% всей нефти и 1/3 всего газа, потребляемых в Евросоюзе, импортируется из России.
Но отечественные эксперты по нефти и газу заявили РИА Новости, что при всех проблемах, которые действительно имеют место в российской нефтегазовой отрасли, утверждения о скором истощении наших запасов являются чистой воды передергиванием.
«Глупость и искажение», - столь категорично о прогнозе DIW высказался аналитик инвестиционной группы «АнтантаПиоглобал» Тимур Хайруллин. Россия по его словам, обеспечена нефтью как минимум на 30 лет вперед, и ситуация не ухудшается с каждым годом. Российские компании, выкачивая нефть, за счет разведки и доразведки постоянно восполняют свои запасы, по меньшей мере, на 70-80%. Другими словами, соотношение нефтяных запасов и их добычи каждый год остается в России на стабильном уровне. Поэтому не стоит опасаться того факта, что у нас только седьмые по мировым меркам резервы. Так уж распорядилась природа, что 60% всех мировых запасов «черного золота» находится в странах Персидского залива. (Они обеспечены нефтью более чем на 70 лет вперед.) Зато, как подчеркивает Хайруллин, по запасам природного газа Россия занимает первое место в мире (более 25%), и ее обеспеченность этим сырьем во много раз больше, чем нефтью.
При этом он соглашается с тем, что за последние три года темпы прироста добычи нефти в России замедлились до 2-2,5% в год. (В течение 2000-2004 годов Россия увеличивала выкачку нефти на 6-11% ежегодно.) Причина в том, что отечественные компании тратят на геологоразведку всего 1% от своих доходов, а основные сегодня для России месторождения Западной Сибири постепенно истощаются. Но именно сейчас Россия создает новые центры нефтедобычи в Восточной Сибири и на морском шельфе, в том числе используя налоговые льготы; а для транспортировки нефти с этих месторождений будет построен нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), который свяжет их с бурно развивающимися азиатскими рынками. Впрочем, как признает Хайруллин, существенных темпов прироста нефтедобычи в ближайшие годы от России ждать не стоит. При нынешних высоких налогах на выкачку и экспорт сырья у нефтяных компаний нет больших стимулов для этого.
Его коллега, аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог», Валерий Нестеров признает, что проблема восполнения российских нефтяных запасов существует: затраты на ныне действующих истощенных западносибирских месторождениях все увеличиваются; качество извлекаемой из них нефти невысокое, и из-за этого упали темпы прироста добычи. Но утверждение, что у России нефти осталось только на 22 года, он тоже называет глупостью. К примеру, уровень обеспеченности запасами нефти у многих крупнейших западных компаний, по его словам, - всего лишь 15 лет (в то время как у России – 20-30 лет), и они их постоянно успешно восполняют. У ведущих российских компаний, по сведениям Нестерова, восполнение запасов в последнее время также поддерживается на хорошем уровне и составляет около 100%.
При этом он признает, что с начала 1990-х годов, когда нефтедобыча в России перешла в частные руки, разведка новых месторождений нефти приостановилась. Геологические изыскания, по его мнению, должна быть предметом государственной политики. Сейчас в этом направлении уже делаются необходимые шаги: принята госпрограмма развития недропользования, предусматривающая восполнение минерально-сырьевой базы; ведется активное лицензирование восточносибирских нефтяных месторождений. Но Нестеров не считает, что России нужно всеми силами стремиться к наращиванию темпов добычи, так как нужно что-то оставить и следующим поколениям.
Действительно, сейчас российские темпы прироста добычи нефти (2-2,5% в год) только приблизились к общемировым (1,5-2% в год). Причем рост мировой добычи нефти уже много лет держится на этом уровне благодаря усилиям нефтяного картеля ОПЕК, который, отражая интересы стран-экспортеров нефти, делает все возможное, чтобы она не была дешевой.
Доклад же экспертов DIW отражает точку зрения потребителей углеводородов, которым требуется все больше энергоресурсов, и которые опасаются, что Россия не сможет удовлетворить их растущий спрос. Они, впрочем, могут поискать другие способы решения этой проблемы: переходить, например, на новые источники энергии и еще более эффективные энергосберегающие технологии.
Олег Митяев, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости