The Times: «Президент Буш: насилие в Ираке – «положительный момент»
Президент Буш заявил вчера, что «хрупкая ситуация» в Ираке требует от США сохранять там большой военный контингент. Однако при этом он выступил в защиту вывода английских войск из Басры, где в последние дни идут тяжелые бои.
В интервью The Times он поддержал решение иракского правительства «ответить силой» на разжигание насилия в Басре «криминальными элементами» и шиитскими экстремистами. «Это очень положительный этап в развитии суверенного государства, желающего пресечь деятельность элементов, считающих себя стоящими выше закона», - сказал президент.
На вопрос, не слишком ли быстро в прошлом году английские войска ушли на относительно безопасную авиабазу в Басре, г-н Буш сказал, что тот отход был «обоснован успехами» в ослаблении насилия, и добавил, что он благодарен английским военным за все то, что они делали с первого дня войны.
Г-н Буш, который провел утро, слушая доклад Пентагона о ситуации в Ираке, не дожидаясь неизбежного вопроса о количестве войск, сказал, что, несмотря на «значительные достижения», которые имели место после увеличения контингента в прошлом году, предстоит приложить много усилий, чтобы "сохранить достигнутые успехи".
Ходят слухи, что он планирует сохранять нынешнюю численность войск в Ираке на уровне в 140000 военнослужащих до конца осени и даже дольше, надеясь, что тем самым он обяжет своего преемника, будь то демократ или республиканец, следовать его иракской стратегии.
Г-н Буш заявил вчера, что решения будут принимать не те, кто «кричит громче всех», призывая вернуть войска домой. В интервью, которое он дал вчера четырем иностранным журналистам, в том числе и представителю The Times, он сказал: «Я понимаю, что американцы хотят, чтобы мы ушли [из Ирака] независимо от ситуации, однако этого не произойдет, пока я являюсь главнокомандующим».
На следующей неделе ему предстоит визит в Восточную Европу и на последний в его президентский срок саммит НАТО, который состоится в Бухаресте. Несмотря на низкую популярность как за границей, так и в США - где все внимательно следят за борьбой, ведущейся за пост его преемника - г-н Буш выглядит настроенным оставить после себя определенное наследство в Ираке и Афганистане.
Президент продемонстрировал некоторое недовольство, которое Вашингтон ощущает в отношении союзников по НАТО, которых, по его словам, нужно «подталкивать» к тому, чтобы они серьезно относились к выполнению своих задач в Афганистане. Саммит можно будет назвать успешным, добавил он, если удастся сохранить значимость НАТО.
Однако он похвалил президента Франции Николя Саркози, который объявил о намерении отправить в Афганистан еще 1000 военнослужащих. Примечательно, что Буш не сказал ничего подобного в отношении Гордона Брауна (Gordon Brown), так как после ухода из правительства Тони Блэра между Великобританией и США появились некоторые разногласия.
На вопрос, является ли теперь г-н Саркози самым важным партнером США, г-н Буш ответил, что взаимоотношения с Великобританией в военные времена всегда находились на самом высоком уровне, и привел в пример союз между Уинстоном Черчиллем (Winston Churchill) и Франклином Рузвельтом (Franklin D. Roosevelt), а также недавние отношения - более современные - между ним самим и Тони Блэром.
»Какой-либо иной стране будет очень трудно сдвинуть Великобританию с места нашего важнейшего союзника, - сказал он. - Следовательно, нет никаких сомнений в том, что наши отношения меняются к лучшему». Президент Саркози, которого он назвал «весьма энергичным и решительным» лидером, заслуживает похвалы за то, что он «не заинтересован в создании расколов в трансатлантических отношениях».
Предложение Франции направить в Афганистан еще 1000 военнослужащих в значительной мере будет способствовать успеху запланированного на следующую неделю саммита, сказал он, добавив, что английские, французские и канадские войска уверенно демонстрируют тот факт, что НАТО готова решать возникающие в Афганистане задачи.
В завершение интервью г-н Буш заявил, что он принимает приглашение президента России Владимира Путина встретиться после саммита НАТО на крымском курорте в Сочи. Для двух лидеров это будет последняя возможность пообщаться друг с другом до того, как Дмитрий Медведев займет в мае этого года президентский пост.
Он сказал, что среди обсуждаемых вопросов будет спор об элементах американской системы противоракетной обороны, которые США хотят разместить в Центральной Европе, а также меры, направленные против осуществляемой Ираном программы обогащения урана, которая, как опасается Вашингтон, может привести к появлению у Тегерана ядерного оружия.
Москва выступает решительно против системы противоракетной обороны, из-за опасений, что эта система будет использоваться для ослабления российских сил ядерного сдерживания. Г-н Буш сказал вчера, что для уничтожения этой системы понадобится ничтожная часть от огромного российского арсенала и еще раз подтвердил, что система предназначена для защиты Европы от возможной атаки со стороны Ближнего Востока.
Переговоры, прошедшие недавно в Москве между российскими чиновниками и государственным секретарем Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) и министром обороны Робертом Гейтсом (Robert Gates), не принесли немедленных результатов.
Однако президент сказал: «Я надеюсь, что мы сможем продвинуть наш диалог до такой точки, в которой мы сможем достичь соглашения по этому важному вопросу. Очень многие в Европе вздохнут с облегчением, если мы придем к согласию по вопросу противоракетной обороны».
Г-н Буш отметил, что он ожидает личной встречи с г-ном Медведевым и что его впечатлили заявления г-на Медведева о необходимости прозрачности и верховенства закона в России.
/InoPressa/