Да не оскудеет рука дающего
В условиях кризиса ипотечного кредитования, роста темпов инфляции, высоких цен на энергоносители и продовольствие экономика США продолжает демонстрировать удивительную живучесть.
Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) хоть и оказываются ниже прогнозных, однако сохраняют положительную динамику в сторону увеличения. Большая заслуга в этом принадлежит рядовым гражданам, на долю потребления которых приходится более 2/3 ВВП этого государства.
Весь деловой мир с замиранием сердца следит за тем, как поведут себя американские потребители. Станут ли они реже менять автомобили, бытовую электронику или донашивать приобретение ранее 4-5 костюмов, прежде чем купить новый и т.п., то есть отказывать себе в том, что уже если и не является чем-то диковинным в условиях Азербайджана, но вызывает здоровое чувство зависти у подавляющего числа граждан нашей республики. Ведь зачастую многие из тех вещей, что продаются в США с сумасшедшими скидками, списываются или просто выкидываются из дому американцами, переживают у нас в стране «вторую молодость» и пользуются неплохим спросом у потребителей.
Поскольку доля нефти и нефтепродуктов в экспорте Азербайджана все последние годы стабильно доходит до 80%, то граждан нашего государства должно в первую очередь интересовать: как намерены провести свои отпуска американцы. Не в том смысле, что многие из них решат посетить нашу страну в качестве туристов, а чтобы они, не приведи Господь, пересели на велосипеды или избрали другой, экологически чистый вид транспорта для совершения путешествий в сезон летних отпусков. Ведь именно в это время года в США традиционно растет спрос на автомобильное топливо. Шутка ли: на долю рынка США приходится до 25% добываемой в мире нефти и 1/3 автомобильного парка всех государств вместе взятых. А цены на 1 литр автомобильного бензина уже сейчас достигают 87 центов.
Поэтому каждый сожженный американскими автолюбителями литр топлива - это лишний доллар в копилку нашего госбюджета, наполовину зависящего от доходов за проданную нефть, и отчисления в Госнефтефонд. А это в свою очередь - зарплаты бюджетников, пенсии, инфраструктурные проекты. Но наступлению этого благоприятного для роста спроса на сырую нефть сезона предшествует другой, весенний, когда потребление ее падает в связи с окончанием отопительного периода. Здесь, опять же, более теплолюбивые, чем мы, американцы, особенно проживающие на северо-востоке США, являются самыми крупными в мире потребителями топочного мазута.
Учитывая высокую долю спекулятивной составляющей в ценах на нефть, небезынтересным представляется вопрос: до какой отметки они могут упасть. Хотя представитель организации ОПЕК, стран-экспортеров нефти, к нашему удовлетворению, заявляет о том, что цена за баррель в пределах $100 они считают справедливой и будут стараться всячески поддерживать ее. Ведь по итогам прошлого года уровень инфляции в странах персидского залива достигал 10% и выше. А это означает удорожание себестоимости добычи нефти.
По мнению же американских аналитиков, с учетом удельных затрат себестоимость барреля добываемой в Мексиканском заливе нефти составляет примерно $30. С удорожанием металла, стоимости услуг подрядчиков стоимость барреля добываемой на морском шельфе США нефти при разработке новых месторождений составит $70-75. Поэтому они считают, что ниже $80-85 за баррель нефти цены падать не будут.
Так что ничего плохого для нашей республики, бюджет которой сверстан из расчетной цены в $50 за баррель нефти, произойти не должно. Думается, что в случае глубокого падения цен на нефть президенты дружественных нам стран, таких как Иран – Ахмадинеджад или Венесуэла – Уго Чавес, придумают, чем напугать слабонервных биржевых игроков и заставят американцев раскошелиться.
Другое дело, что в условиях увеличения доходов населения не избежать существенных инфляционных процессов и роста цен на продовольствие. Кроме того, наши банки во времена дешевых кредитов на Западе сумели нарастить свой портфель заимствований оттуда в 3,5 раза. Теперь же, когда стоимость кредитов выросла, а условия их выдачи ужесточились, в банковской сфере нашей республики можно ожидать неприятных сюрпризов. Но золотовалютных резервов у Нацбанка накоплено достаточно.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции