Страсти по «голубому топливу»
Между Министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана и Министерством нефти и природного газа Республики Индия подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области нефти и газа.
Церемония подписания документа, как передает TDH, состоялась 5 апреля в Ашхабаде по итогам переговоров между президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым и вице-президентом, председателем верховной палаты Индии Хамидом Ансари, прибывшим в туркменскую столицу во главе представительной делегации своей страны.
Конечно же, в ходе переговоров особое внимание было уделено развитию эффективного взаимодействия в топливно-энергетическом секторе. Г.Бердымухаммедов пригласил индийских партнеров к участию в реализации такого важного проекта международного значения, как строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. В свою очередь, Х.Ансари выразил искреннюю благодарность Туркменистану за оказанную поддержку Индии, выразившей желание присоединиться к этому важнейшему для нее проекту.
Более того, на ближайшее время запланирован официальный визит туркменского лидера в Индию.
Казалось бы, все предельно понятно. Туркменистан, обладая значительными ресурсами «голубого топлива», ищет дополнительные пути его реализации. Но заметим: сегодня Евросоюз и США активно лоббируют строительство новых маршрутов транспортировки углеводородных ресурсов в обход России, и большая ставка при этом делается на три прикаспийские страны – Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. При этом Запад ратует за скорейшее претворение в жизнь проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), по которому газ будет экспортироваться с восточного побережья Каспия в Турцию через территорию Азербайджана.
В марте прошлого года о желании подключиться к этим переговорам заявил Азербайджан. А в самом начале мая правительство Республики Казахстан поведало общественности о том, что рассматривает возможность строительства газопровода. Оно и понятно: реализация проекта принесет РК не только финансовые дивиденды, но и существенно укрепит его позиции во всем мире. Тем более, к 2010 году добыча «голубого топлива» в Казахстане составит 22 млрд. кубометров в год, к 2015 - около 40 млрд. То есть, экспорт газа из республики на внешние рынки может поддерживаться на вполне приличном уровне в течение ближайших 15-20 лет.
Между тем проект ТКГ может состояться лишь при согласии Туркменистана о транспортировке по нему газа, а пока что официальный Ашхабад согласия на это не дал. Так, в ходе мартовского визита туркменского президента в Турцию США и Евросоюз ждали официального заявления Г.Бердымухаммедова о начале проекта, но пока не дождались. По-видимому, туркменский президент решил потянуть время – как минимум до получения результатов аудита разведанных и перспективных запасов туркменских углеводородов. Его проведет британская компания Gaffney Cline.
Кстати, ранее считалось, что запасы «голубого топлива» в Туркменистане вторые-третьи в мире (после России и примерно на одном уровне с Катаром и Ираном). Однако позднее американские эксперты «вдруг» убедились в том, что о реальных, а не теоретических запасах природного газа в Туркменистане им на самом деле ничего не известно. Как бы то ни было, сейчас поставки газа из Туркменистана за рубеж идут по двум направлениям. Главная газопроводная артерия - путь через Россию в Украину и европейские рынки. Параллельно существует и еще одна газовая «труба» - в Иран, которому ежегодно Туркменистан продает по 7 млрд. кубометров газа. По данным правительства, ежегодно в Туркменистане добывается около 60 млрд. кубометров газа, и одна шестая часть добытого уходит на внутренние нужды республики. Потому если ТКГ будет проложен, Туркменистан должен будет для минимальной экономической эффективности наполнять эту «трубу» количеством газа, которое превосходит… реальные нормы сегодняшней добычи этого сырья в республике. Однако на международной конференции «Поиск, разведка и разработка газовых месторождений и минеральных ресурсов Туркменистана», прошедшей в конце марта текущего года в Ашхабаде, были озвучены запасы углеводородного сырья туркменского сектора Каспийского моря – свыше 18 млрд. тонн. Было особо подчеркнуто, что разведанные запасы нового газового месторождения «Южный Иолотань – Осман» оцениваются в 3 трлн. кубометров газа, а возможный прирост запасов на месторождении может достичь 7 трлн.
Ресурсы все же есть, но есть проблема: весьма тесное сотрудничество Туркменистана с Россией. Напомним, что год назад прежний президент Туркменистана Нурсултан Назарбаев и глава «Газпрома» Алексей Миллер подписали контракт, согласно которому Ашхабад обязался в течение трех лет поставлять России до 50 млрд. кубометров «голубого топлива» ежегодно по мизерной на сегодняшний день цене - $100 за тысячу кубометров. «Газпром» успешно перепродает этот газ швейцарскому трейдеру «РусУкрЭнерго», который поставляет газ Украине уже по $130 за тот же объем. Так, Ашхабад имеет в лице Украины еще один рынок сбыта, но через территорию России.
Еще в 2006 году о каких-либо переменах в отношении данного вопроса не могло быть и речи, но в сентябре 2007 года во время официального визита в США туркменский лидер впервые намекнул на возможность пересмотра газового сотрудничества с Россией, хотя еще в начале года он обещал следовать обязательствам, взятым Сапармуратом Ниязовым. «Наш новый совместный с Казахстаном проект - Прикаспийский газопровод, который позволит поставлять в Россию и другие страны дополнительный объем туркменского природного газа. Не скрою, что переговоры о ценах на газ как в новом проекте, так и по действующим соглашениям носят напряженный характер», - цитировал Г.Бердымухаммедова Reuters.
Аналитики сразу же предрекли: между Ашхабадом и Москвой состоятся переговоры о пересмотре поставок газа после 2009 года. При этом цена на него может увеличиться в 1,5 раза – до $150 за тысячу кубометров.
Кроме того, в сентябре же в Туркменистан приезжала команда европейских консультантов по принципам ценообразования на газ по долгосрочным контрактам на импорт его в страны ЕС, да и вообще Ашхабад в прошлом году поочередно принимал делегации из Европы, США и Китая. Нетрудно предположить, какие именно вопросы стали здесь предметом переговоров. Тем более, во время пребывания в Штатах Г.Бердымухаммедов заявил, что «Туркменистан рассматривает США как одного из ключевых партнеров, способного внести значительный вклад в модернизацию нефтегазовой отрасли».
Все происходящее не на руку «Газпрому». Без туркменского газа он столкнется с огромными проблемами при выполнении обязательств по поставкам перед всеми потребителями. Уже сегодня монополист прогнозирует немалый дефицит сырья в среднесрочной перспективе. Но вместе с тем уже через 3 месяца после вступления в должность, в стабильной и спокойной обстановке Г.Бердымухамедов подписал с президентом России Владимиром Путиным и их казахским коллегой Нурсултаном Назарбаевым соглашение о реконструкции действующего Прикаспийского газопровода и увеличении его пропускной способности до 80 млрд. кубометров газа. Наблюдатели сразу же расценили это соглашение как успех России, так как реализация проекта Транскаспийского газопровода направила бы значительную часть туркменского газа (до 30 млрд. кубометров) в обход России и ослабила бы ее позиции как поставщика газа в Европу. Это также явно не в нашу пользу и, по мнению экспертов, Транскаспийский проект получит право на жизнь еще не скоро. Так, странам-участникам необходимо еще решить вопрос финансирования, распределить квоты на добычу и правовой статус Каспия.
Так что сегодня пока не ясно, какой из больших проектов газопроводов стартует первым – западный (Транскаспийский), южный (через Афганистан) или восточный (в Китай). Официальных заявлений Туркменистана о старте лоббируемого США проекта газопровода из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию пока нет. Однако 3 апреля 2008 года на встрече в Бухаресте в рамках форума НАТО Г.Бердымухаммедов и президент Афганистана Хамид Карзай, обсудив реализацию проекта, отметили его важность для стран региона. В тот же день, в рамках этого же форума, президент США Джордж Буш провел двустороннюю встречу с Г.Бердымухаммедовым. На ней туркменский лидер подчеркнул, что Туркменистан привержен стратегии диверсификации экспортных направлений вывода нефти и газа на мировые рынки.
Как видно, надежда на то, что Туркменистан все-таки направит немалый объем сырья в Азербайджан, Турцию и Китай, все же существует. Переговоры Ашхабада с ЕС и США наглядное тому подтверждение. Во-вторых, как и любая другая страна, обладающая нефтью и газом, Туркменистан пытается максимально больше заработать на высоких ценах на энергоносители, не так ли?
Алёна Мороз