Современное пиратство: История болезни
21 апреля 2008 года СМИ сообщили о захвате испанского рыболовецкого судна у берегов Сомали. Чуть раньше, 4 апреля, там же была захвачена французская круизная яхта «Ле Понан».
Пираты отпустили экипаж яхты за выкуп в два миллиона долларов, а впоследствии часть из них была захвачена в ходе спецоперации вооруженных сил Франции. Сообщалось и о других случаях нападений – в частности, о захвате буксира «Свитцер Корсаков», в составе экипажа которого находились несколько граждан России.
Когда возникло пиратство – доподлинно неизвестно. С общего согласия считается, что данный промысел появился сразу же, как только человек освоил мореплавание.
Отсчитывать историю современного пиратства можно от разных точек, но основополагающей является 1856 год. В этом году ведущие европейские страны на Парижском конгрессе подписали договор, запрещающий каперство – т.е. пиратский промысел частных судовладельцев, купивших у государства так называемый каперский патент, позволяющий захват и уничтожение неприятельских кораблей, а также нейтральных кораблей, перевозящих груз для противника.
После запрета каперства пиратский промысел, некогда считавшийся вполне джентльменским занятием, окончательно превращается в преступное и повсеместно преследуемое деяние. Исключением, как всегда, остаются войны – государства сохраняют за собой право в случае боевых действий бороться с судоходством противника, уничтожая и захватывая его торговые суда, а также суда нейтральных стран, перевозящие военную контрабанду.
Классические же пираты, грабящие всех, до кого можно дотянуться, сейчас ограничили свои действия прибрежными водами Африки и Юго-восточной Азии, где слабый контроль над морскими просторами и отсутствие поблизости сильных соединений ведущих флотов мира позволяет продолжить «погоню за удачей».
По методам действий пираты делятся на два типа – «индонезийский» и «сомалийский». Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.
По размаху и последствиям своих действий современные наследники Моргана значительно уступают своим предшественникам. Изменилось и оружие – в доиндустриальную эпоху пираты могли себе позволить корабли с артиллерийским вооружением, зачастую не уступающие боевым единицам тогдашних флотов. Основными плавсредствами нынешних пиратов являются быстроходные катера, лишенные и намека на пушки, а основой огневой мощи является легкое стрелковое оружие. В лучшем случае – крупнокалиберные пулеметы, гранатометы и безоткатные орудия, которые можно установить на катерах.
Но даже при столь скудном оснащении, не оставляющим шансов выжить в столкновении с патрульными катерами, не говоря уж о боевых кораблях, современные пираты наносят значительный ущерб судоходству и имеют своих легендарных героев.
Одним (точнее одной) из них является знаменитая мадам Вонг, действовавшая на морских путях Юго-Восточной Азии в 40-70-х годах прошлого века. Унаследовав бизнес от своего мужа – пирата, гангстера и наркоторговца Вонг Кунгкита, погибшего в 1946 году, мадам Вонг достигла значительных успехов – ее разыскивал Интерпол, полиция всех стран региона, а также ведущих морских держав – США, Великобритании, Франции и других. По оценкам исследователей, в период наибольшего размаха под рукой мадам Вонг находилась армия численностью 8 тысяч человек, флотилия из нескольких сотен катеров, а ежегодный доход достигал 50-100 миллионов долларов – напомним, гораздо более весомых, чем сегодня.
Королева пиратов исчезла также внезапно, как и появилась. Что с ней стало – никому не известно. Встречаются разные версии – от естественной смерти, до уничтожения в ходе спецоперации.
В настоящее время воды азиатско-тихоокеанского региона по-прежнему опасны для мореплавателей, однако усилия государств региона по искоренению пиратства приносят плоды. Так, в первом квартале 2008 года в Маллакском проливе – одном из излюбленных пиратами мест – зафиксировано всего четыре нападения на суда, по сравнению с девятью в первом квартале 2007 года и 19 – 2006-го.
Для борьбы с пиратством и контрабандой государства Юго-Восточной Азии активно используют свои флоты. Военно-морские силы Таиланда для этой цели даже обзавелись легким авианосцем испанской постройки, оснащенным самолетами «Харриер» и вертолетами. В результате, вытесняемые из АТР пираты перебираются в другие регионы, в частности – в Африку. Так, только у побережья Нигерии в первые три месяца 2008 года зафиксировано 49 атак пиратов на корабли, по сравнению с 41 инцидентом в начале 2007 года.
Борьба с пиратами отвлекает значительные силы и средства – специально для этой цели НАТО держит у африканского побережья достаточно солидные военно-морские силы, контролирующие морское пространство и производящие досмотр подозрительных судов. К этой борьбе намерена присоединиться и Россия – о планах флота по противодействию пиратам заявлял главком ВМФ. Следует отметить, что для российского флота борьба с пиратством – занятие традиционное. Еще в XVIII веке, в царствование Екатерины II, была провозглашена декларация о «вооруженном нейтралитете», в которой Россия гарантировала свободу мореплавания.
Поводом для принятия декларации стал захват испанским капером российского корабля с грузом для Гибралтара. В результате, правительство признало необходимым, «прежде чем оскорбления российского торгового флота преобразятся во вредную привычку», сообщить в Лондон, Мадрид и Париж о принятии ответных мер. Речь шла об объявлении вооруженного нейтралитета, российские корабли выходили в море для ограждения торговых путей от любых каперов независимо от их государственной принадлежности.
Вскоре к декларации присоединились и другие европейские страны, терпевшие значительный ущерб от действий каперов, в основном – английских. В итоге знаменитые английские пираты, некогда господствовавшие в Атлантике, вынуждены были свернуть свою деятельность, а первый президент США Джордж Вашингтон не без удовольствия констатировал, что вооруженный нейтралитет, объявленный Россией, к которому присоединились все другие государства Европы, унижает «гордость и силу Великобритании на море».
Однако, как показывают события последних лет, флот не всегда помогает, и реагировать на пиратские акции приходится уже постфактум. Как будет развиваться события – покажет время, но точно можно сказать, что только военными методами уничтожить пиратов невозможно. Вытесненные из одного региона, они возобновят операции в другом.
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости