НАТО долго дискутировало и приняло неверное решение
Официальные представители блока в своих последних заявлениях косвенно признаются в этом.
События в Южно-Кавказском регионе, точнее, в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, обретают все более острый характер. После поручений правительства РФ о выработке мер по защите социально-экономических прав российских граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, от российского президента В.Путина, и сбитого грузинского беспилотного самолета в небе Абхазии, в воздухе запахло жареным. В Тбилиси такой шаг расценили как открытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства и стали апеллировать к мнению международного сообщества.
В распространенном заявлении МИД Грузии сказано, что РФ утратила всякие правовые, политические и моральные права быть содействующим государством в урегулировании конфликтов на территории Грузии, поскольку сама является стороной конфликта, что делает крайне рискованным нахождение в конфликтных регионах российских миротворцев. Это заявление, судя по всему, согласовано с американской стороной, но его последним вдохновителем считается посол по особым поручениям МИД РФ В.Кеняйкин.
До этого дипломат выступил с сообщением о том, что существует опасность военных действий со стороны Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии и предостерег Тбилиси от планов использования войск НАТО в решении проблем непризнанных республик: «Если кто-то не хочет переговоров и хочет опереться на силы НАТО в расчете на то, что там натовские солдаты будут воевать, то у нас есть чем ответить. Живущих в регионе российских граждан РФ будет защищать всеми доступными средствами». Яснее не скажешь. После этого Россия ввела дополнительный воинский контингент в Абхазию. Увеличение личного состава коллективных сил СНГ (читай исключительно российских) по поддержанию мира МИД РФ объяснил концентрацией грузинских войск в зоне грузино-абхазского конфликта. Грузия в ответ назвала действия России «военной аннексией» и вновь заблокировала вступление России в ВТО. По странному «случайному совпадению» в Черкесске прошел экстренный съезд бывших командиров северокавказских добровольческих батальонов, которые выразили готовность поддержать Абхазию в случае военной агрессии со стороны Тбилиси. Вслед за этим лидеры националистических сил Украины выразили готовность отправить свои вооруженные формирования в страны ГУАМ для борьбы с сепаратистскими режимами в этих государствах.
Это очень серьезный момент. Дело даже не в военном потенциале кавказских горских отрядов и что рьяное участие в них казаков есть прекрасная «крыша» для наемничества. А в том, что именно участие горских батальонов на стороне сепаратистов в войне против Грузии и разожгло очаг войны в Чечне. По мнению некоторых экспертов сегодня ситуация на Северном Кавказе куда более сложная и непредсказуемая, чем в начале девяностых. Сегодня поводов для взлета сепаратизма в этом регионе куда больше, чем во время «парада суверенитетов» начала 90-х гг. ХХ в. Продемонстрировав готовность взламывать границы Грузии, Россия тем самым дала понять кавказским политикам, что сепаратизм сам по себе в принципе возможен и допустим. Если это можно абхазцам, то почему нельзя адыгейцам и вайнахам? Странно, что российское политическое руководство упускает из виду такие элементарные прогнозы. Более того, глава МИД РФ С.Лавров на пресс-конференции в Люксембурге заявил, что Россия выступает за добрососедские отношения с Грузией, однако готова к любому развитию событий. По его словам, именно Грузия вынашивает планы силового воздействия на Абхазию и Южную Осетию, и Россия намерена защитить своих граждан, проживающих на территориях непризнанных республик. А дополнительный ввод российских миротворцев в состав коллективных сил по поддержанию мира министр обосновал тем, что это делается в пределах общей согласованности, действующей в договорах о численности.
Он также заявил о том, что Грузия готовит плацдарм для военной операции против Абхазии: «Согласно информации, поступающей с постов российских миротворцев в конфликтной зоне, в Верхнее Кодори осуществляется переброска вооружений, горюче-смазочных материалов, продовольствия и др. материально-технических средств, а также личного состава вооруженных сил Грузии. Общая численность армейских и полицейских подразделений в верхней части Кодорского ущелья уже превышает 1,5 тысячи человек». В свою очередь президент Грузии М.Саакашвили по телевидению обратился к этническим абхазам и осетинам и заверил их в том, что Грузия не хочет войны и ориентирована на счастливую и безбедную жизнь вместе с ними в едином государстве.
При этом он выразил твердую уверенность в том, что ни абхазы, ни осетины не хотят войны, и ее навязывает большая и безответственная чужая сила. Более чем прозрачный намек на дестабилизирующую роль России в регионе. Открытый рост противостояния в регионе может сыграть отрицательную роль и во взаимоотношениях между Западом и Россией, которые и так за последнее время обострились до предела. До сегодняшнего дня открытую поддержку сепаратизму на российских национальных окраинах никто не выражал, но ситуация может измениться в любой момент. Тем более что североатлантический блок в последних событиях открыто стал на сторону Грузии. А те государства, которые на Бухарестском саммите НАТО голосовали против распространения на Украину и Грузию плана действия по членству (ПДЧ) в блок, устами своих официальных лиц заявили о том, что теперь они будут всячески содействовать форсированному принятию этих стран в НАТО. А это равносильно признанию ошибочными своих прежних позиций по принятию Украины и Грузии в НАТО, недавно занятыми ими на апрельском саммите североатлантического альянса. Накануне саммита мало кто сомневался в том, что эти две страны получат приглашение для вступления в альянс. Но во время саммита выявились разные точки зрения по вопросу вступления этих стран в блок.
Это свидетельствует о том, что внутри самого блока существуют разные группы интересов. Основным проводником идеи приглашения Украины и Грузии в НАТО на этом саммите выступали США. Самую же твердую позицию по откладыванию этого вопроса заняли Германия, Франция и Испания. Не исключено, что европейцев напугали угрозы российского президента В.Путина, стремящегося вернуть Украину и Грузию в сферу геополитического влияния Кремля и объявившего, что их прием в НАТО будет означать пересечение «красной линии». Не следует забывать и пока что существующую энергетическую зависимость большинства европейских стран от России. Хотя по уставу НАТО членом альянса не может стать страна, на чьей территории имеется конфликт на момент вступления, не думаю, что этот момент являлся главным в вопросе членства Украины и Грузии. Скорее всего, были тайно достигнуты договоренности между Россией с одной стороны и Германией и Францией - с другой. Еще одним немаловажным моментом может быть недовольство со стороны этих государств растущим засильем США как в общеевропейских делах, так и в самом североатлантическом альянсе. Вообще-то как бы покаянно не звучали последние заявления официальных представителей НАТО и государств, которые недавно не поддержали приглашения в блок Украины и Грузии, предполагаю, что со стороны североатлантического блока было допущено несколько серьезных просчетов.
После признания независимости Косовского края со стороны большинства западных стран в пику политической воле России и Сербии адекватный шаг со стороны России по отношению к сепаратистским режимам на постсоветском пространстве не исключался. Тем более что Россия об этом открыто заявляла. Так что североатлантический альянс должен был быть готов к такому сценарию. Потом закулисные тайные переговоры некоторых членов блока с Россией не содействуют выработке единой позиции при принятии принципиальных решений. А это приводит к спекулятивным заявлениям и отговоркам со стороны отдельных стран, входящих в НАТО. К примеру, на последнем саммите позиции Германии и Франции в основном сводились к следующему: двери НАТО для Украины и Грузии открыты, но существует еще много вопросов, подлежащих разъяснению. По мнению некоторых европейских аналитиков, еще ряд моментов сыграл свою решающую роль в позициях стран, выступающих против приглашения Украины и Грузии в альянс: Грузия однозначно рассматривается как проблемная страна, положение которой с точки зрения международной безопасности и необходимости предоставления со стороны НАТО гарантий не выглядит привлекательным, и «полуазиатская Грузия» не способна предоставить надежных гарантий своей демократической стабильности, постоянно подвергается риску отделения автономных республик, которых подстрекает Москва.
Поэтому Грузия станет источником неудобства и беспокойства для атлантического сообщества. Что касается Украины, ее присоединение к НАТО означает проникновение альянса на территорию, в большей степени связанную с русской, нежели с европейской историей. Вот таким образом европейские аналитики выражают, может быть, истинные причины позиций стран, которые не поддержали инициативу США. Они также отмечают, что хотя проблема расширения НАТО в районе Черного моря пока отложена из-за жесткой позиции группы стран во главе с Францией и Германией, это никоим образом не имеет прямой связи с Россией. А на самом деле речь идет о значительной разнице в возможностях расширения, которой обладают НАТО и ЕС. В случае расширения НАТО за счет Украины и Грузии европейский капитал вынужден будет вливаться в этот регион, но сейчас Европа не совсем готова к этому. Развитый Запад - как удав, который слишком мал, чтобы проглотить такую большую добычу, которую ему предлагает американская дипломатия с помощью НАТО. Думаю, что эта версия спорна. Если речь идет о вливании европейского капитала в этот регион, то он уже без членства этих двух государств в НАТО давно занял свое прочное место в регионе. Скорее всего, такие мнения подбрасываются в СМИ с подачи тех стран, которые хотят как-то обосновать свои позиции по обсуждаемому вопросу.
Предупреждающим сигналом для НАТО было и проведение парламентских слушаний в ГД РФ по ситуации в непризнанных республиках на пространстве СНГ с приглашением на эти слушания их представителей, кроме Нагорного Карабаха. Но отсутствие соответствующей реакции со стороны мирового сообщества и НАТО на данное мероприятие, по всей видимости, создало у России ощущение всесилия. Даже во время обсуждения ситуации в Абхазии и Южной Осетии в СБ ООН, инициированного Грузией, ведущие страны в НАТО, которые являются и постоянными членами СБ ООН, не стали настаивать на принятии специального заявления по обсуждаемому вопросу. А отдельное коммюнике, подписанное четырьмя странами - США, Великобританией, Францией и ФРГ, в котором выражается озабоченность «последними российскими инициативами по установлению официальных связей с органами властей в Абхазии и Южной Осетии без согласия правительства Грузии», нельзя считать серьезным документом. Сколько таких документов было принято по межнациональным конфликтам на территории СНГ, в коих выражались озабоченность, тревога, несогласие, рекомендации и т.д., и т.п., которые, мягко говоря, напоминают филькину грамоту. Такими беззубыми документами серьезные проблемы не решаются. Даже после заявления главы внешнеполитического ведомства России С.Лаврова о том, что Москва будет применять все меры для того, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО, со стороны блока и западных держав не последовала какая-либо реакция. Напомним, что это заявление прозвучало буквально на следующий день после заседания Совета Россия НАТО в Брюсселе. Хочу отметить, на мой взгляд, еще один опрометчивый шаг со стороны НАТО. Как известно, блок сотрудничает с некоторыми странами в рамках программы «Партнерство ради мира», среди которых числится и навязавшая войну Азербайджану Армения, открыто выдвигающая территориальные претензии к Азербайджану, Турции, Грузии и даже своему «стратегическому союзнику» России.
Странное получается у североатлантического блока партнерство ради мира с таким вот агрессорским государством, как Армения. Члены СБ ООН уже в течение 15 лет, через каждые полгода продлевая мандат российских миротворческих сил, размещенных в зонах грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, не способствуют скорейшему решению проблемы, а как бы дают карт-бланш России на совершение таких поступков. Предполагаю, что не была произнесена еще одна существенная деталь в вопросе отказа на Бухарестском саммите Украине и Грузии.
Эти государства являются членами региональной организации ГУАМ, которая все больше и больше укрепляет свои позиции на пространстве СНГ, и постепенно из региональной организации трансформируется в международную структуру. Логическим продолжением приглашения в НАТО стал бы вопрос о членстве в блоке и остальных двух стран ГУАМ - Азербайджана и Молдовы. А к этому, наверное, негативно относятся некоторые члены североатлантического блока, и в первую очередь Франция, которая является ярым защитником Армении. Не исключено, что вопрос приглашения Украины и Грузии в НАТО, пал жертвой закулисных соглашений между США и Россией. Предполагаю, что в обмен на уступку со стороны Москвы в вопросе размещения американской системы ПРО в Чехии и Польше Вашингтон, руками своих союзников в НАТО провалил вопрос вступления Украины Грузии в североатлантический блок на Бухарестском саммите, хотя выступал в роли их благодетеля.
И последнее. Может быть, отложив принятие в НАТО Украины и Грузии, члены альянса хотели создать иллюзии у России о ее всемогуществе и спровоцировать ее на решительные шаги. А потом, пользуясь моментом, дать толчок сепаратистским настроениям в самой России. Когда идет большая геополитическая игра и внешнеполитические отношения изобилуют элементами политического торга, нельзя сбрасывать со счетов ни одну из этих версий.
Последние события до предела обострили взаимоотношения не только между Грузией и Россией, но и России с США, ЕС и НАТО. Уже многие официальные представители последних заявили о своих сомнениях в целесообразности нахождения российских миротворческих сил в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. Хоть запоздалое, но верное заявление. А какие конкретные меры последуют за такими заявлениями, покажет время.
Сахиль Искандеров