Горькое лекарство от пиратства
Продолжающиеся захваты кораблей близ берегов Сомали давно стали частью международного информационного пейзажа. Один из последних инцидентов – захват танкера «Амия Скан» голландской компании «Рейдер Шиппинг», с экипажем из четырех российских офицеров (в том числе капитан) и пяти филиппинских матросов – вновь поднял волну споров на тему «как бороться с пиратством». Одним из важных последствий очередного захвата стала принятая Совбезом ООН резолюция, призывающая государства объединить усилия по борьбе с пиратством и разрешающая вход иностранных военных кораблей в территориальные воды Сомали с целью пресечения подобных инцидентов.
Общепризнано, что пиратство является ровесником мореплавания. От действий морских разбойников страдали еще античные государства. В плену у пиратов в свое время довелось побывать Гаю Юлию Цезарю. Выкупленный за неслыханную сумму в 50 талантов (которую сам и установил) он пообещал пиратам вернуться и казнить их, что вскоре и проделал.
Пиратство сопровождает человека на протяжении всей последующей истории, то разгораясь, то затухая, но никогда не прекращаясь полностью. Об истории античного пиратства, равно как и о пиратстве средневековья и нового времени можно рассказывать очень долго, но нас интересует современное состояние данного явления, его причины и способы борьбы.
Установление причин важно, прежде всего, для того, чтобы устранить их – и, как следствие, устранить само явление. Спорить о причинах можно много, однако, если попробовать выделить основные, то на первое место выйдет бедность и отсутствие легального дохода у многих жителей прибрежных государств. Следует помнить, что основные пиратские регионы – Западная Африка, Сомали, Юго-Восточная Азия - отнюдь не отличаются высоким уровнем жизни, что в сочетании с прочими причинами (в Сомали дополнительно усугубленными гражданской войной и коллапсом экономики), заставляет жителей искать счастья в пиратском ремесле.
Однако условия в этих регионах также разнятся, что накладывает свой отпечаток на явление. В Юго-Восточной Азии основной целью пиратов, как правило, является ценный груз, перевозимый судном, который впоследствии можно реализовать, получив доход. В охваченном войной Сомали захват грузов с целью последующей продажи – слишком рискованное предприятие, и пираты предпочитают сразу получить наличные в качестве выкупа.
Второй причиной, способствующей развитию пиратства, является фактически принятая в мире «идеология непротивления», предусматривающая абсолютную сверхценность человеческой жизни, и как следствие позволяющая пиратам чаще получать выкуп за заложников, чем сталкиваться со спецоперациями по их освобождению.
Третья причина – отсутствие у ведущих держав действительно единой стратегии и тактики, позволяющей пресекать пиратские нападения в ключевых регионах, что позволяет пиратам проводить практически безнаказанные акции.
Первую причину в текущих условиях устранить невозможно – это потребовало бы многолетних усилий мирового сообщества с совершенно негарантированным результатом, зато с гарантированными человеческими жертвами и огромными расходами на миротворческую операцию и восстановление экономики Сомали.
Вторая причина может быть устранена, в случае если переговоры с пиратами (которых следует приравнять к террористам) будут вестись лишь в качестве средства «потянуть время» для подготовки и проведения спецоперации. Отдельный разговор – ответственность захваченных пиратов. Перспектива оказаться в европейской тюрьме с последующей возможностью подать прошение о предоставлении убежища, очевидно, не внушает пиратам никакого страха. По сравнению с этими «наказаниями» принятые в европейской практике борьбы с пиратством прежних веков петля на рее и доска через фальшборт смотрятся более эффективно. Но, опять же, нужно понимать, что ужесточение наказаний по отношению к пиратам в настоящее время является невозможным, поскольку противоречит принципам гуманизма, исповедуемым ведущими странами Запада.
Таким образом, наиболее реальным способом борьбы с пиратством остается сотрудничество наиболее сильных в военном отношении государств по защите судоходства в проблемных регионах. Представляется, что эффективным средством могла бы стать сформированная на основе широкой международной коалиции (страны НАТО, Россия, страны Персидского залива) сводная эскадра боевых кораблей, патрулирующая побережье того же Сомали.
Юридические меры – данный Совбезом ООН мандат на вторжение в территориальные воды Сомали и применение силы против пиратов, в сочетании с техническим оснащением и выделением соответствующих сил (разведывательная авиация, палубные вертолеты, радары, подразделения морской пехоты и специальных сил, подготовленные для абордажного боя и действий по освобождению заложников) - по идее, должны привести к тому, что пиратство станет слишком опасным занятием.
Представляется, что для подобных действий было бы достаточно сформировать соединение из 5-6 надводных кораблей и 1 вертолетоносца (легкого авианосца) в качестве флагмана. Корабли разных стран-участников «антипиратской коалиции» могут, сменяясь нести совместное боевое дежурство продолжительностью по несколько месяцев. В особо опасных районах может быть организовано непосредственное сопровождение торговых судов с помощью кораблей, вертолетов или боевых катеров.
Нужно отметить, что эффективным такое дежурство будет только в том случае, если борьба с пиратством будет иметь приоритет над неприкосновенностью территориальных вод, в противном случае у пиратов всегда будет возможность уйти и скрыться от преследования.
Разумеется, даже в случае успеха подобной операции у берегов Сомали, пиратство не будет искоренено окончательно. Океан велик, и люди, жаждущие легкой наживы, к сожалению, всегда найдут место для своей деятельности.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости