Как укротить нефтяные цены – не знает никто
Крупнейший мировой экспортер нефти Саудовская Аравия созвала в воскресенье 22 июня в Джидде крупную конференцию производителей и потребителей «черного золота» с целью дать ответ на вопрос: что же делать с нефтяными ценами, взметнувшимися вверх за последний год в два раза.
Тем временем США, крупнейший мировой потребитель нефти, судорожно борется с резко подорожавшим топливом собственными доморощенными средствами, слабо сочетающимися с принципами рыночной экономики. Президент Джордж Буш в очередной раз пытается убедить конгресс в необходимости добычи «черного золота» в заповедных территориях Аляски. А Комиссия по торговле товарными фьючерсами США пытается найти управу на потерявших всякое чувство меры спекулянтов: и у себя дома, и за рубежом.
16 июня цена на «черное золото» на торгах в Нью-Йорке установила новый абсолютный рекорд – $139,89 за баррель, вплотную подобравшись к невиданному прежде рубежу в $140. (К концу недели, «черное золото», правда, слегка подешевело – до $133 за баррель.) При этом всем давно известна фундаментальная причина, толкающая цены на нефть вверх – постоянный рост спроса на нее со стороны бурно развивающихся экономик Китая и Индии, к которым подключились и другие страны Азии.
К тому же, цены на нефть, номинированные в долларах, повышаются просто потому, что за последние годы американская валюта сильно ослабла и потеряла свою привлекательность. Причем этому сильно поспособствовали сами американские денежные власти. Только за полгода с сентября 2007 года – по март 2008-го Федеральный резерв (ФРС) США понизил свою процентную ставку более чем в 2,5 раза: с 5,25% - до 2%. В результате спекулянты на мировых биржах переложили свои средства из долларовых активов в дорожающие нефтяные фьючерсы, надув на этом рынке типичный «мыльный пузырь».
Ждать больших прорывов – в плане снижения цен на нефть – от конференции в Джидде не стоит. В этом признаются сами ее участники. Причина в том, что ни покупатели, ни продавцы сейчас не знают – с какой стороны подступиться к этой проблеме. Правда, Саудовская Аравия пообещала с июля увеличить добычу до 9,7 млн баррелей в день. Таким образом, добыча нефти королевством только за два месяца увеличиться на 0,5 млн баррелей в сутки и достигнет уровня, невиданного с 1981 года. Правда, в нынешних условиях нельзя с уверенностью прогнозировать, снизит ли это напряжение на нефтяных рынках.
В США же ждать не могут. Когда средняя цена розничного бензина в Америке превышает $4 за галлон (25 рублей за литр) сильно нервничать начинают не только простые американские автомобилисты, но и верховные власти, включая президента. Причем, меры для удешевления топлива они предлагают сколь оригинальные, столь и неоднозначные.
18 июня президент Джордж Буш возобновил попытки (которые он предпринимает уже около 4 лет) добиться от конгресса отмены запрета на бурение на континентальном шельфе США. Речь, в первую очередь, идет о природоохранных зонах Аляски. По иронии судьбы, этот запрет был введен конгрессом в уже далеком 1990-м году вместе с тогдашним президентом – папой нынешнего – Джорджем Бушем-старшим. Логика Буша-младшего проста: бурение на континентальном шельфе увеличит предложение нефти на рынке и собьет ажиотажные цены. Президент США не понимает только одного, или делает вид, что не понимает: бурение на шельфе даст первую отдачу для рынка через 3-5 лет. Этот призыв, в лучшем случае, может слегка успокоить граждан Америки, но никак не увеличить предложение сырья. К тому же, демократическое большинство в конгрессе стоит стеной за защиту собственной природы (хотя Соединенные Штаты призывают другие страны увеличивать добычу всеми возможными способами).
Куда больший интерес у американских конгрессменов вызвала другая идея – урезонить спекулянтов на нефтяных биржах. Под их давлением Комиссия по торговле товарными фьючерсами США (Commodity Futures Trading Commission – СFTC) решила заняться ограничением числа сделок с нефтяными контрактами, которое может совершать за день один трейдер. Более того, CFTC потребовала от лондонской биржи ICE Futures Europe, торгующей контрактами на американскую нефть WTI, действовать сообща и ввести аналогичные ограничения.
С формальной точки, зрения – мера, вроде бы, верная. Действительно, в нынешних гигантских ценах на нефть – огромная спекулятивная составляющая. Но это только на первый взгляд. Как известно, спекулянт – тот же торговец, только гораздо более удачливый, чем все остальные. Практика всегда показывает, что борьба со спекулянтами оборачивается еще большим повышением цен. Уже сейчас понятно, что до вступления в силу ограничения на количество сделок, спекулянты постараются провернуть максимальное число операций и еще больше вздуют цены. После же того, как ограничение будет введено, очень скоро возрастет количество участников биржевых торгов и объемы спекуляций вернуться к прежнему уровню.
Кроме того, все эти административные меры, мягко говоря, не отвечают принципам свободы предпринимательства и торговли, положенным в основу американской экономики. Побороть спекулянтов нефтью можно было бы гораздо более действенной экономической мерой – начать повышать ставку Федерального резерва. Тогда бы спекулятивные инвесторы постепенно ушли бы с сырьевых рынков и переключились на долларовые активы; американская валюта подросла, а нефть подешевела. Но этого ФРС тоже сделать не может: без низкой процентной ставки и слабого доллара экономику Америки окончательно накроет стагнация.
Олег Митяев
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости