Звенья одной цепи большой геополитической игры
Судя по некоторым последним событиям, телодвижениям и политическим заявлениям, большая геополитическая игра на Южном Кавказе, маховик которой был запущен в конце прошлого века, вступает в свою решающую стадию.
Предполагаю, что катализаторами в процессе ускорения геополитической игры в регионе в последнее время стали признание независимости Косово в пику России и решение НАТО временно отложить приглашение в свои ряды Украины и Грузии. После признания Косовской независимости, хотя Россия и объявила о том, что она имеет полное право без учета мнения международного сообщества, в одностороннем порядке признать сепаратистские режимы на постсоветском пространстве, определенное время Москва занимала как бы выжидательную позицию. Кроме того, Россия грозилась, что предпримет адекватные меры в случае официального приглашения в НАТО Украины и Грузии.
Можно было подумать, что после отказа НАТО от этой идеи уже на Бухарестском саммите блока самолюбие Москвы удовлетворено, ей дана возможность сохранить свое лицо и после этого она не захочет обострять ситуацию, связанную с непризнанными республиками на территории СНГ. Но все получилось с точностью наоборот. После нескольких инцидентов в зоне грузино-абхазского конфликта Россия ввела в этот регион дополнительные силы миротворческого контингента. На первый взгляд, такое алогичное действие со стороны России труднообъяснимо. Но только на первый взгляд. Еще тогда, когда вопрос официального приглашения Украины и Грузии в НАТО был отложен на неопределенный срок, я выдвинул очень маловероятную версию о том, что это может быть сделано целенаправленно, чтобы создать у России иллюзии о своем всемогуществе.
Такое иллюзорное самомнение в конечном итоге спровоцирует Россию на обострение ситуаций в зонах межэтнических конфликтов на пространстве СНГ, что может аукнуться бумерангом на ней самой. Так как новый костер сепаратизма, разжегшийся не слишком умными головами российских политиканов и руками национал-шовинистов, на этот раз легко может перекинуться на территорию самой России через Северный Кавказ, который имеет слишком пестрый национальный состав, и где, по оценкам некоторых российских аналитиков, сепаратистские настроения никогда еще не были так высоки, как сегодня. Но как ни странно, получается, что Россия проглотила предложенную наживку. Хотя это тоже на первый взгляд может так просто казаться со стороны. Абсолютно уверен, что Москва, не упуская из виду вышеуказанную версию геополитической игры, дала старт своей многоходовой комбинации. В чем это может выражаться?
Начнем с того, что процесс полного установления своего единоличного геополитического влияния на постсоветском пространстве Россия может начать с наведения порядка в «авгиевых конюшнях», т.е. с выдавливания геополитических конкурентов, затесавшихся в это пространство после распада СССР, и стремления развалить любую структуру (экономическая, политическая и военная), созданную на этом пространстве помимо ее воли, которая гипотетически может помешать ее геополитическому диктату в данном пространстве. По твердому убеждению российского политического руководства, на данный момент такой структурой на постсоветском пространстве является ГУАМ, которая изначально Москвой была воспринята раздраженно, и почему-то с ее стороны рассматривается как альтернативная организация к СНГ. По мнению недоброжелателей (в первую очередь России), ГУАМ препятствует усилению СНГ и процессу превращения его в полноценного субъекта международной политики. Но почему-то при этом умалчивается тот факт, что инициатором создания настоящих альтернативных структур (ЕврАзЭс, ЕЭП и ОДКБ) в рамках уже существующего СНГ как раз-то является сама Россия. К тому же по странному «стечению обстоятельств» в ГУАМ входят те страны СНГ, которые усилиями Москвы втянуты в долгоиграющие межнациональные конфликты на своих же территориях. И судя по всему, Россия не намерена отказаться от практики поддержки сепаратистских режимов в этих странах и борьбы против ГУАМ. Интересным является и такой факт, что некоторые армянские «светила» политической мысли уже давно советуют российскому руководству в целях развала ГУАМ оказывать сильное давление на Азербайджан, тем самым вынуждая его покинуть эту организацию. При этом в эту идею вкладываются все доступные средства и методы давления, включая и политику кнута и пряника. Можно предположить, что, принимая во внимание этот «дружеский» совет Еревана, Москва решила «разобраться» со всеми странами ГУАМ единовременно, и нанести сильный удар по имиджу и стойкости этой организации. Здесь может быть расчет и на то, что отдельные члены ГУАМ, не выдержав давление, или же не удержавшись от соблазна в виде обещанного пряника, согласятся выйти из этой структуры. А какие последние шаги Кремля служат этому доказательством? Предполагаю, что они следующие:
1. Введя дополнительные силы в зону грузино-абхазского конфликта, Москва дает всем понять, что она не намерена считаться с мнением международного сообщества в вопросе решения межэтнических конфликтов на пространстве СНГ, так как само это пространство является исключительно зоной ее геополитических интересов. Такой шаг может расцениваться и как предупреждение другим странам (Азербайджан и Молдова), которые имеют на своих территориях аналогичную головную боль, а также для Украины, на чьей территории в нужный момент Кремль не прочь разыграть Крымскую карту с помощью сепаратистских сил.
2. По утверждению Москвы, дополнительный контингент российских миротворческих сил, введенный в зону грузино-абхазского конфликта, состоит исключительно из представителей железнодорожных войск, которые заняты восстановлением 55-километрового абхазского участка российско-грузинской железной дороги, и после окончания этих работ покинут зону конфликта. Если даже так, вряд ли эти войска после восстановительных работ передислоцируются в Россию. Потому что после этого нужда в них в данном регионе еще больше возрастет. Не следует забывать и то, что Россия (еще вернее - российские структуры) не прочь выиграть тендер на концессионное управление Грузинскими железными дорогами (ГЖД). Если эти проекты осуществятся, то вопрос разблокирования «стратегического союзника» России на Южном Кавказе Армении становится делом времени. При этом под мощным давлением Грузия может отказаться от проекта ж/д Баку-Тбилиси-Карс, или же данная дорога может перейти под управление российских структур. А такой момент может вызвать разногласия между двумя членами ГУАМ.
3. Совсем недавно президент Узбекистана И.Каримов выступил с идеей о слиянии двух организаций - ЕврАзЭс и ОДКБ, существующих на пространстве СНГ. Первая из них является экономической структурой, а вторая военной. Если идея, озвученная И.Каримовым, реализуется, то официально оформится мощный военно-политико-экономический блок на территории бывшего СССР, который окончательно разделит СНГ на две части: новая структура, созданная на базе объединения ЕврАзЭс и ОДКБ, и ГУАМ. Сразу видно, что военно-политико-экономические потенциалы этих двух структур будут несопоставимы. Предполагаю, что данное предложение исходит непосредственно из Москвы. А И.Каримов как порядочный должник Кремля (после Андижанских событий только благодаря поддержке Москвы он чудом сохранил свой пост) озвучил идею своих российских патронов.
4. Периодически заигрывая с Кишиневом, Москва демонстрирует якобы свою готовность прийти к общему знаменателю в Приднестровском вопросе. В ответ на это со стороны Молдовы иногда слышны заявления о целесообразности возможного выхода из ГУАМ. Этот момент тоже является одним из звеньев большой геополитической игры на постсоветском пространстве.
5. Официальная Москва не чурается задействовать и политику пряника в виде выгодных экономических предложений. После майского энергетического саммита в Киеве, в ходе которого еще раз, но уже на более высоком уровне и в широком масштабе утвердилась роль Азербайджана в деле обеспечения энергобезопасности Европы, и были подписаны соответствующие важные декларации, для Москвы стало ясно, что это прямой путь к реализации Транскаспийских нефтегазовых проектов. А роль Азербайджана как главного связующего звена в данных проектах известна всем. Стремительно развивающиеся политико-экономические, добрососедские и дружеские отношения же между Азербайджаном и Туркменистаном не оставляют никаких сомнений в реализации транскаспийских проектов в ближайшее время. Несмотря на неоднократные попытки России втащить Туркменистан в различные группы своего военно-политико-экономического влияния (СНГ, ШОС, ЕврАзЭс, ОДКБ и даже в гипотетический «газовый» ОПЕК), пока ей это не удалось. Но у Москвы нет также гарантий и на то, что со временем Туркменистан не может увлечься предложением о вступлении в ГУАМ (особенно после запуска транскаспийских проектов), хотя сейчас он имеет статус нейтрального государства. А такой расклад дел есть серьезный ущерб геополитическим интересам России в Центрально-Азиатском регионе. Потому что это может привести к выходу из-под российского геополитического контроля Казахстан и Узбекистан. Чтобы предупредить такой ход событий, Россия сделала этим странам (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан) выгодное экономическое предложение в виде готовности купить у них оптом весь экспортируемый газ за 300 долл. за 1тыс. кубометров. Предполагаю, что, добившись согласия на такое предложение, Россия рассчитывает похоронить не только транскаспийские проекты, но и проекты Баку-Тбилиси-Эрзурум и НАБУККО. После этого, следовательно, принципиальный вопрос об обеспечении «голубым топливом» двух членов ГУАМ Украины и Грузии переходит под монопольный контроль России, что гипотетически в дальнейшем может привести к распаду ГУАМ.
6. В этом вопросе Россия не прочь и использовать метод нагнетания страстей на почве межэтнических отношений на территориях строптивых с ее точки зрения государств вплоть до разжигания новых очагов конфликта на этой почве. Поэтому периодически всплывают на поверхность темы о предоставлении автономного статуса армянам Джавахетии, возможности отторжения Крыма от Украины, о маленьком «российском анклаве» на территории Азербайджана в виде двух русских деревень, где якобы проживают 235 российских граждан. Естественно, Россия при этом старается скрыть свою причастность к данным инцидентам, действуя через других. А венцом такого подхода явился проведенный в середине мая симпозиум в Москве под названием «Культурное наследие, культура лезгинского народа: история и современность», в организации которой были задействованы серьезные российские госструктуры. Хотя, по утверждению официальных властей России, данный симпозиум носил чисто научно-исторический характер, в его рамках озвучивались и распространялись откровенные сепаратистские призывы и материалы. Не лишним было бы напомнить о том, что в таких щепетильных вопросах в качестве неизменных советников и подстрекателей, как правило, выступают армянские «ученые» и «эксперты».
Предполагаю, что все эти последние шаги России, являются звеньями одной цепи большой геополитической игры. Хотя очень трудно однозначно ответить на вопрос «кто же на данный момент в этой игре является ведущим, а кто ведомым?», уверен, что Москва этими шагами сделала, по ее мнению, сильные ответные ходы. Но так ли это на самом деле? Слишком трудно ответить и на этот вопрос, и распутать клубок противоречивых геополитических интриг. Но предполагаю, что Москва опять втянута в блестящую геополитическую игру, суть которой она опять не разгадала до конца. Хотя после посещения Абхазии Верховный Комиссар Евросоюза по внешней политике и безопасности Х.Солана заявил о том, что ни один конфликт на постсоветском пространстве не может решаться без активного участия России, это вовсе не означает, что Москва имеет абсолютное право на приоритетное решающее слово в подобных делах. Это подтверждает и прошедший пару дней назад в Ханты-Мансийске саммит ЕС-Россия, в рамках которого обсуждался и вопрос о замороженных конфликтах на территории СНГ. С другой стороны, недавнее заявление посла США в Азербайджане Э.Дерси о возможности в июле обсуждения вопроса приглашения Азербайджана в НАТО тоже кое о чем говорит. Кстати, эту мысль подтвердил и помощник генсека НАТО по общественной дипломатии Жан-Франсуа Бюро. Для Москвы должен служить предупреждением и факт проведения в Армении в эти дни военных учений в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», от участия в которых отказались Азербайджан, Турция и Россия.
Еще одно. Евросоюз в вопросе интеграции Азербайджана, Армении и Грузии в европейские структуры и евроценности выдвигает на первый план программу Европейского соседства, которая предусматривает, что Южный Кавказ должен пройти этот процесс как единый организм. Два последних момента говорят о том, что Запад ведет геополитическую игру в Южно-Кавказском регионе не за отдельно взятые страны, а за весь регион в качестве цельного куска. В этом регионе самый противоречивый клубок геополитических интересов Запада и Москвы в основном сталкивается в Армении. Эта страна, благодаря двурушнической политике своего политического руководства, уже давно оказалась меж двух огней. Теперь за ее душу между противоборствующими сторонами идет нешуточная борьба. Москва в целях удержания Еревана в сфере своего геополитического влияния не только одаривает его многомиллиардными оружейными поставками, самым дешевым экспортным газом во всем мире, всякими преференциями, но и в завуалированной форме поддерживает агрессорскую политику Армении в регионе. А Запад, со своей стороны, в целях вовлечения Армении в сферу своего геополитического влияния, пока что закрывает глаза на ее многие «шалости», дестабилизирующую роль в регионе, на критическую внутриполитическую ситуацию в стране, и через зарубежную армянскую диаспору оказывает ей посильную финансовую помощь. Армения же, со своей стороны, оставаясь верной своей многолетней традиции, не отказывается сосать двух маток, не задумываясь о том, что хотя это в каком-то смысле на определенном этапе выгодно, но очень чревато последствиями. Хотя бы из-за того, что когда одно из звеньев в цепи большой политической игры обрывается, благодаря такой позиции можно провалиться в бездну.
Сахиль Искандеров
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции