Генерал Ярузельский: обвиняемый и без пенсии
Власти Польши хотят лишить пенсии генерала Ярузельского, который в 1981 году ввел в стране военное положение. Его также хотят осудить на 10 лет тюремного заключения. Политическая инквизиция.
Войцех Ярузельский - боевой генерал, герой Второй мировой войны, отмеченный многочисленными наградами за проявленное мужество. В 1981-1989 был 1-м секретарем Центрального Комитета ПОРП, министром обороны – в 1968-1983, председателем Совета министров ПНР – в 1981-1985, председателем Госсовета ПНР – в 1985-1989 и президентом Польши – в 1989-1990 гг. Ему 85 лет.
Правящая в Польше либеральная партия «Гражданская платформа» внесла в Сейм проект закона, предусматривающий, в частности, лишение привилегий по пенсионному обеспечению членов Военного Совета Национального Спасения, образованного 13 декабря 1981 года, и принявшего решение о введении в Польше военного положения. Возглавлял ВСНС генерал Войцех Ярузельский.
Введенное тогда Ярузельским военное положение спасло Польшу от гражданской войны и вероятного вторжения в страну войск Варшавского Договора во главе с Советской армией. Ситуация в декабре 1981 г. в Польше была чрезвычайно сложной. Профсоюз «Солидарность», при поддержке западных разведок, прежде всего, американской, прилагал все возможные усилия для дестабилизации экономики. Забастовки и эмбарго провоцировали серьезные проблемы в снабжении, что вызывало недовольство и обеспокоенность населения. Отсутствие продуктов питания, нарастающие частые перебои в подаче электроэнергии и тепла сулили плохую перспективу приближающейся суровой зимы. В такой ситуации решение армии взять на себя ответственность за положение в стране представлялось единственно верным. Влиятельные профсоюзные деятели были интернированы и изолированы, как правило, в переоборудованных для этой цели домах отдыха и санаториях. Несмотря на то, что введение военного положения означало вывод на улицы и на промышленные предприятия тяжелой военной техники, потери среди протестующих были невелики. Сама операция была проведена эффективно и встретила одобрение большей части польского общества, уставшего от постоянного противостояния, социальных протестов оппозиции и отсутствия стабильности.
Военное положение было отменено 22 июля 1983 года. Генерал Ярузельский сохранял влияние на судьбы Польши до 1989 г., когда состоялись демократические выборы, де-факто означавшие передачу власти в руки антикоммунистической оппозиции. Будучи в то время первым президентом Польши, генерал Ярузельский стал одним из важнейших инициаторов и активным участником достижения политического согласия между оппозицией и властью – «Круглого стола», в результате деятельности которого стала возможной мирная передача власти. Годом позже, в 1990 г., Ярузельский сложил с себя полномочия президента Польши. В ходе свободных выборов поляки избрали новым президентом страны Леха Валенсу.
С этого момента Ярузельский стал жертвой кампаний ненависти, ежегодно устраиваемых 13 декабря перед его домом в Варшаве. Но атмосфера ненависти, проявившаяся и в акте физического насилия по отношению к генералу (его ударили камнем по голове, когда он подписывал в книжном магазине свою книгу), не отражает ни в коей мере общественных настроений в Польше. Уже в течение многих лет около половины поляков одобряет введение военного положения.
Прежде в Польше желание свести счеты с генералом Ярузельским выражали только крайне правые, националистические партии. Однако «Гражданская платформа» - это либеральная партия, поэтому сам факт внесения в Сейм проекта о лишении пенсии Ярузельского и других лиц, связанных с введением военного положения, поражает многих комментаторов. И не только в нашей стране. По данным опросов общественного мнения, либеральная ГП в настоящий момент может рассчитывать на немногим более 50% избирателей, и потому стремится привлечь на свою сторону часть электората крайне правых партий. Приближающиеся президентские выборы будут столкновением нынешнего премьер-министра Польши, лидера ГП Дональда Туска с президентом Лехом Качиньским, представляющим право-националистическую партию «Право и справедливость». В этой борьбе каждый голос может стать решающим, и прежде либерально ориентированная ГП, отыгрываясь на Ярузельском, рассчитывает урвать часть электората Леха Качинского. Но думается, что расчеты эти ошибочны.
Внесенный проект вызвал в Польше резкую критику. Большая часть общества высказывается против политической вендетты. «Нужно быть человеком, обуреваемым ненавистью и политически незрелым, чтобы поставить свою подпись под этим проектом», - так прокомментировал предложение ГП бывший премьер-министр Лешек Миллер, а бывший пресс-секретарь Ярузельского Ежи Урбан (в настоящее время издатель и главный редактор еженедельника «Нет») в открытом письме генералу пообещал пожизненно выплачивать ему пенсию из собственных средств.
Не меньше комментариев вызывает и другое проявление политической инквизиции – суд над членами Военного Совета Национального Спасения. Генерал Ярузельский был посажен на скамью подсудимых за участие в «преступной вооруженной группе, имеющей целью совершение преступлений». Так сформулировали обвинительный акт прокуроры из Института Национальной Памяти, организации, занимающейся люстрацией, то есть, проверкой политического прошлого граждан, и созданной для осуществления политической мести по отношению к деятелям прошлой системы.
На защиту Ярузельского встал даже Ватикан. Бывший пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Валлса выступил против сомнительной процедуры люстрации и судебного процесса над больным старым человеком. В ходе суда над Ярузельским именно из-за возраста и состояния здоровья подсудимого постоянно объявляется перерыв, так как генерал по настоянию врачей не должен находиться в зале суда более четырех часов в день. Обвинители требуют для Ярузельского 10 лет тюрьмы. Однако, судя по всему, они и сами не верят в такой исход дела. Скорее, они рассчитывают, что, больной и измученный, он сам умрет в зале суда.
Анджей Розенек, польский публицист, заместитель главного редактора газеты «Нет»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции