ВНЕ ПОЛИТИКИ: Асим Моллазаде /ФОТО/
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса Асимом Моллазаде в рамках новой рубрики «ВНЕ ПОЛИТИКИ»
Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой речь пойдет о политиках, каковы они вне политики, в повседневной жизни. Первый гость нашей рубрики – председатель Партии демократических реформ, депутат Асим Моллазаде.
Первый наш вопрос был о детских годах.
- Мое детство прошло в Ичери шехер. Я вырос в семье врача, в интеллигентной атмосфере, был старшим из трех детей.
- Обычно первенцы становятся любимцами родителей. Пользовались ли вы какими-то преимуществами?
- В семье мне постоянно прививали чувство ответственности. У нас в доме была свобода, дети всегда имели возможность выбора. Наряду с этим я ощущал на себе груз ответственности, и это чувство сохранялось в годы жизни за границей, и вообще на всю жизнь. Я помнил, что обязан всегда поступать таким образом, чтобы не уронить репутацию семьи, а в период пребывания за границей – чтобы высоко нести имя моего народа.
- Вы врач по специальности. Это ваш собственный выбор или таково было желание родителей?
- И отец, и мать были врачами, как и их ближайшее окружение. Можно сказать, что я вырос в медицинской среде. К тому же друзья моих родителей принадлежали к светилам медицинской науки Азербайджана. Все это не могло не повлиять на выбор жизненного пути. Позже я долгое время жил в Москве, где работал в медицинской академии, защитил вначале кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Я специалист по неврологии.
- Ичери шехер всегда отличался традициями и обычаями. Что запомнилось вам из проведенных в старинной части Баку детских лет?
- В отличие от Баку в целом, который был космополитичным городом, Ичери шехер всегда был местом, в котором жили чисто азербайджанские традиции, атмосфера, его можно было назвать в некотором смысле деревней в самом центре Баку. Между обитателями Ичери шехер существовали своеобразные отношения. Думаю, что патриотизм, любовь к отечеству и народу сформировалась во мне под влиянием этой среды. Будучи замкнутым пространством внутри Баку, Ичери шехер в то же время хранил традиции интеллигентности. Даже советское влияние не смогло разрушить эти традиции.
- А каким вы представляли в детстве свое будущее?
- С детства я старался получить как можно больше знаний. Уже в детстве у меня был преподаватель английского. Выбрав профессию врача, я в то же время много времени отводил изучению языков, потому что чем больше языков ты знаешь, тем шире твои возможности. Знание языков необходимо в любой профессии. Владение языком позволило мне расширить круг чтения по моей профессии. В годы нашего детства и молодости не было нынешних возможностей, Интернета и прочего, и поэтому солидную часть своего времени я проводил в библиотеке. И живя в Москве, я часто посещал знаменитую библиотеку Ленина, а также специализированную медицинскую библиотеку.
- Сколькими иностранными языками владеете?
- Знаю английский и немецкий, на французском читаю, сейчас учусь говорить. Могу читать на большинстве славянских языков. Овладение языками требует прилежания. Труднее всего – выучить один язык, а дальше возникает интерес к изучению следующего, в дальнейшем овладеть другим языками становится легче. В студенческие годы у меня была возможность ездить на летние каникулы в восточноевропейские страны, где я наглядно убедился в фальшивости советской идеологии, и знание английского помогло мне в получении информации о мире. Я читал газеты, слушал зарубежные радиостанции. Кроме того, и в Москве я имел возможность прочесть книги нелегальные, циркулировавшие в среде интеллигенции. Все это повлияло на формирование моего мировоззрения.
- Не стесняла ли вас, человека столь информированного, жизнь в закрытой стране?
- Очень стесняла. Поэтому как только зародилось освободительное движение, я включился в него. Я покинул столицу СССР и вернулся на Родину.
- То есть вы сменили медицину на политику?
- Да. Но основной причиной моего прихода в политику стал Карабах, военная агрессия против Азербайджана. После оккупации наших территорий, последовавшей за событиями 20 января, я решил посвятить себя политике.
- А какие у вас еще хобби, помимо изучения языков?
- Чтение и музыка. Особенно люблю классическую музыку и джаз. Чаще всего слушаю известные симфонические оркестры и известных исполнителей. Из наших исполнителей больше всего люблю Алима Гасымова, которого знаю долгие годы. Я бывал на зарубежных концертах Алима. Однажды в Страсбурге мы не смогли найти билет на его концерт, и это наполнило меня гордостью – оказалось, что все билеты распроданы за несколько месяцев вперед. Я считаю, что Азербайджан при помощи своей культуры преодолеет в мире еще немало преград. Работа деятелей искусства по пропаганде нашей страны за рубежом намного важнее, нежели работа многочисленных штатов дипломатов. Так, концерты азербайджанского детского симфонического оркестра в Вашингтоне камня на камне не оставляют от проводимой против нас пропаганды. Проведение симфонических концертов или фестивалей традиционного джаза очень способствует ознакомлению мира с Азербайджаном.
- Когда в последний раз вы были на концерте или в театре?
- Часто хожу на концерты в филармонию и стараюсь побудить к тому же и партийную молодежь. Очень важно приобщить молодое поколение к мировой культуре. Мы составили списки кинофильмов, книг и музыкальных произведений, ознакомление с которыми для молодежи особенно важно. Для развития Азербайджана мы должны активнее знакомиться с мировой культурой.
- В большинстве азербайджанских семей традиционно полновластным хозяином является муж. А каков в этом отношении Асим Моллазаде, известный всем как человек западного склада?
- Наша семья основана больше на демократических принципах. Хотя может быть, что в каком-то вопросе я разбираюсь лучше, и мое мнение на этот счет будет принято. У нас все вопросы обсуждаются, все три члена семьи высказывают свою точку зрения, и в результате на основе консенсуса выносится решение.
- Вы сказали, что родители предоставляли вам свободу выбора. Следуете ли вы в этом отношении их примеру?
- Я стремился с детства привить дочери трудолюбие. Все, чего она добилась, стало возможным благодаря хорошей учебе и труду. Конечно, ей предоставлена свобода. Только свободный человек может принимать творческие решения и развиваться. Моя дочь училась в американском университете, входящем в десятку лучших в стране. Она поступила туда на конкурсной основе, причем с правом бесплатного обучения. По окончании учебы вернулась и работает здесь. Я очень хотел бы, чтобы вся наша молодежь поступала так же – училась в престижнейших университетах Запада, а затем возвращалась на родину и служила ее процветанию.
- Кто занимается решением возникающих дома проблем?
- Ну, в этом плане у меня только совещательный голос. Моя супруга в этих делах разбирается лучше, так что я могу лишь высказывать какое-то свое мнение. Если возникает какое-то техническое затруднение, то мы вызываем мастера, поскольку, по моему глубокому убеждению, любое дело должен делать профессионал. Последствия работы непрофессионалов устранять бывает еще труднее.
- А как вы познакомились с супругой?
- Мы вместе учились в институте в Баку, вместе поехали в Москву. Отношения наши начались с дружеских, а по окончании учебы мы поженились.
- В отличие от Запада, в Азербайджане на работу мужчин по дому смотрят не очень хорошо. А как в вашей семье?
- Мое искусство в этом плане не идет дальше приготовления яичницы. Во время учебы в аспирантуре, жизни в Москве я использовал возможности, предоставляемые университетом, никогда не занимался и сейчас не занимаюсь кухней.
- Какие блюда больше всего любите.
- Люблю азербайджанские кушанья. Из-за некоторых проблем с весом стараюсь ограничивать себя в еде и соблюдать диету.
- А спортом не занимаетесь?
- Сейчас нет, но когда жил в Москве, играл в теннис. После возвращения в Баку долгое время такой возможности не имел – среди тогдашних событий думать об этом было как-то неуместно и некогда.
- Создает ли широкая известность какие-то изменения в вашей повседневной жизни?
- Нет, каких-то серьезных изменений в образе жизни нет. Я никогда не отстранялся от общества. Как обычно, хожу пешком, заглядываю в магазины, беседую со знакомыми и просто прохожими. В сущности, тот политик, который прячется в высоких кабинетах, обрекает себя на тяжелый ущерб, лишается живой информации о происходящем в обществе. Поэтому стараюсь своими глазами наблюдать происходящее, участвовать в нем.
- Кто ваши ближайшие друзья?
- Мои старые друзья и сейчас со мной. В наше время завоевывать друзей стало труднее. Есть люди, с которыми мы издавна дружим семьями. Не хотел бы называть их имена. Убежден, что в дружбе важнее всего верность.
- Есть ли среди ваших друзей политики?
- Конечно.
- Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с неверностью друзей?
- Такие вещи очень угнетают, но человек должен быть готов ко всему. Мои познания в психологии помогают лучше распознавать окружающих. Кроме того, нужно помнить, что нельзя ожидать и требовать от человека большего, чем он может тебе дать. И нужно с пониманием реагировать на человеческие слабости. В конце концов, все мы люди.
- Не получается ли так, что при каких-то размолвках следует искать причину в себе?
- Безусловно. Человек должен все время стремиться к развитию. И если в твоей жизни произошло что-то неприятное, причины нужно искать прежде всего в себе.
В.Г.
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото