Встреча в уединенной усадьбе
Встреча начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова и председателя Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирала Майка Муллена, что прошла в минувший вторник в уединенной усадьбе под Хельсинки, продолжает оставаться в центре внимания военных специалистов и сегодня. За ней скрывается много любопытных вопросов, на которые до сих пор нет подробных официальных ответов.
Многие из вопросов очевидны – почему встреча оказалась внеплановой, проведенной внезапно и по инициативе российской стороны? Из-за чего генерал Макаров полетел в столицу Финляндии и зачем адмирал Муллен вместо Риги, куда он направлялся после своего визита в Белград, вдруг тоже завернул туда же? Почему для разговора двух военачальников было выбрано предместье столицы нейтрального государства, а не, к примеру, Вильнюс или Санкт-Петербург, что в том и другом случае все же ближе к одному из промежуточных адресов визита американского адмирала в Европу? И о чем именно вели диалог высшие армейские должностные лица Москвы и Вашингтона?
На последний вопрос частично ответил журналистам информационных агентств сразу же после возвращения в Москву, причем, на военном аэродроме в Чкаловске, сам генерал армии Николай Макаров. Он сказал, что разговор шел о ситуации на Кавказе и событиях вокруг Южной Осетии. Стороны договорились о возобновлении сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО, обменялись мнениями по ряду традиционных вопросов, связанных, прежде всего, с терроризмом, наркотрафиком, пиратством, в том числе и у побережья Африки, а так же с проблемами нераспространения оружия массового поражения. «Мы пришли к единодушному мнению, что в этом направлении целесообразно предпринимать дальнейшие усилия и шаги, - сказал генерал, - чтобы каким-то образом решить эти очень серьезные и важные проблемы».
По словам Макарова, стороны «нашли понимание тех причин, которые привели к охлаждению отношений между Россией и США». «Вопросы, которые мы обсуждали, - заметил он, - требуют очень серьезного анализа, чтобы в последующем выбрать те решения, которые целесообразно принять и реализовывать». Сообщил начальник Генерального штаба журналистам и о том, что он проинформировал своего американского коллегу о составе и порядке функционирования военных баз России в Абхазии и Южной Осетии. Они станут насчитывать 3,7 тысячи человек каждая и начнут выполнять свои задачи в 2009 году, - сказал он. – Базы уже сформированы, но, вероятно, понадобится не менее года на их обустройство, чтобы они решали в полном объеме те задачи, которые на них возложены.
Но вопрос о военных базах России в Абхазии и Южной Осетии был далеко не самым главным в диалоге между двумя военачальниками. По нашим сведениям, в ходе обсуждения вооруженного конфликта вокруг этих двух стран, вероломного нападения Грузии на Цхинвал, убийства мирных жителей республики и российских миротворцев, проведения Россией операции по принуждению агрессора к миру, шел разговор и о той военной помощи, которую оказывали американские инструкторы грузинским частям и подразделениям, о тех системах обеспечения боя, которые поставил Тбилиси Пентагон и которые были захвачены российскими войсками в ходе проведения своей операции по прекращению агрессии.
В частности, и о четырех «Хаммерах», которые были реквизированы в те августовские дни российскими десантниками возле порта Поти. В Вашингтоне считают эту акцию незаконной, так как машины принадлежат джи-ай, на них стояли американские федеральные номерные знаки, они не имеют никакого отношения к грузинской агрессии против Абхазии или Южной Осетии, а принимали участие в грузино-американских учениях и направлялись в порт для погрузки на борт судна и возвращения домой. Потому их необходимо незамедлительно вернуть США. Об этом, кстати, говорил и посол США в России Джон Байерли в недавнем интервью одному из информационных агентств.
В Москве придерживаются другой точки зрения. Ее в общих чертах высказал на пресс-конференции в РИА Новости заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. На тех «Хаммерах» находились не американские, а грузинские военные. На машинах стояла информационно-разведывательная, навигационная, связная и другая серьезная военная аппаратура, которая, не исключено, а в этом российские военные почти убеждены, применялась в ходе обеспечения боевых действий грузинской армии. А значит, это теперь по юридическим нормам военный трофей, который не подлежит возвращению. Хотя, видимо, надо понимать, что пока идет тщательное изучение всей этой аппаратуры, и, если действительно окажется, что в ней нет никаких следов участия данных «Хаммеров» в боевых действиях в составе грузинских войск, они могут быть возвращены США. Примерно так, как в 1976 году американцы вернули СССР угнанный летчиком Беленко с Дальнего Востока в Японию суперсовременный по тому времени истребитель-перехватчик МиГ-25.
Но разговор между генералом Макаровым и адмиралом Мулленом шел, конечно же, не только о тех пресловутых «Хаммерах».
Он действительно был гораздо глубже и принципиальнее. В частности, стороны обменялись мнением и о взаимных консультациях по проблеме американской стратегической ПРО в Европе. Вашингтон предлагает провести еще один раунд переговоров в формате «2+2», как они проходили весной этого года и осенью прошлого, для снятия озабоченности российской стороны по поводу элементов этой системы, запланированных к размещению в Чехии и Польше. Но Москва и Генеральный штаб не видят необходимости в таких переговорах до появления в США новой администрации. Будет новый президент, новый госсекретарь и, не исключено, новый министр обороны, появится и смысл говорить об озабоченностях и перспективах совместного сотрудничества в данном вопросе, а сейчас это делать, как считают в российской столице, несвоевременно.
Не исключено, хотя об этом и не сообщалось, что разговор между двумя военачальниками шел и о предстоящих учениях группировки российских военных кораблей с ВМС Венесуэлы в Карибском море. Боевые стрельбы и маневрирование военных моряков России и Венесуэлы, как и полеты российских стратегических бомбардировщиков через Атлантический океан к берегам Южной Америки, не направлены против США, утверждают в российском Генштабе. Так же, как, видимо, не направлены против России совместные учения кораблей и авиации 7-го американского флота и японских сил самообороны вблизи дальневосточных берегов России.
…Много проблем обсудили два военачальника. Но решения по большинству из них будут принимать не военные, а главы государств. В том числе и по возобновлению сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО. Это должен быть обоюдный интерес, который устраивал бы все стороны, в том числе Москву и Вашингтон. То же можно сказать и о ПРО в Европе, и о ситуации на Кавказе.
Неважно, что встреча адмирала Муллена и генерала Макарова под Хельсинки заранее не планировалась и прошла в тайне от общественности, на нейтральной для двух сторон территории. Не принципиально, кто стал инициатором такой встречи. Главное, что стороны продолжают вести диалог между собой, несмотря на принципиально разные подходы к тем или иным событиям, что происходят на планете.
Никита Петров, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции