Али Гасанов: «Если оппозиция принимает участие в выборах, а затем в церемонии инаугурации, то это само по себе уже диалог»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим общественно-политическим отделом Администрации Президента Али Гасановым
- После президентских выборов 15 октября в стране возник следующий политический расклад: власти, оппозиция, участвующая в выборах, и оппозиция, в них не участвующая. Как же в этих условиях вы представляете дальнейшие взаимоотношения между правительством и оппозицией?
- Я согласен с тем, что у нас сформировался новый политический расклад. Если на предыдущих выборах взаимоотношения между правительством и политическими партиями, как правило, характеризовались духом радикализма, то теперь обстановка иная. Последние выборы выявили альтернативу оппозиции, стремящейся воздействовать на политические процессы путем бойкота выборов. Эта альтернатива заключается в том, чтобы, участвуя в выборах, привлечь на свою сторону тех, кто не поддерживает правительство, тем самым, противопоставляя духу радикализма дух конструктивизма. Я считаю, что участие этих сил в выборах, поздравления с их стороны в адрес победителя и участие в церемонии инаугурации положили начало новой политической традиции. Все это, а также призыв вновь избранного президента к этим политическим группам стали основой для возникновения новой политической ситуации.
- Значит, оппозиция бойкота окажется в стороне от диалога между правительством и оппозицией?
- Совершенно верно. Думаю, что эти группы постепенно лишатся возможности действовать в направлении поддержания связи с общественностью, завоевания ее связи, как до этого они сами отстранили себя от политической жизни. Отсутствие же общественной поддержки, понятно, означает сход с политической арены, и вместо них придут новые силы, более отвечающие требованиям времени. Известно, что институт политической партии все больше превращается в общественный институт, а в этих условиях долгосрочные амбиции лиц, пришедших в политику, как в кооператив, ради избрания председателем, не имеют шансов продержаться долго.
- Традиционная оппозиция обычно обостренно реагирует на все высказывания о новой оппозиции, открыто заявляя, что пока они находятся на политической арене, все попытки властей создать новую оппозицию не принесут долгосрочного результата.
- Речь вовсе не идет о создании правительством новой оппозиции. Само общество находится в поиске новой оппозиции, нового общественного оппонентского института взамен традиционной оппозиции. Уверен, что эта оппозиция будет отрицать этот факт, но это бесполезно: они сами себя изолировали от общества, и теперь вкушают результаты.
- Тем не менее, некоторые международные организации под оппозицией подразумевают, прежде всего, эту традиционную оппозицию. Совсем недавно глава наблюдательной миссии Совета Европы на президентских выборах Андрес Херкель, говоря о диалоге между властями и оппозицией, имел в виду именно партии, оставшиеся в стороне от выборов.
- Подобные подходы наблюдались во все времена. Новое вначале начисто отрицается, потом его сравнивают с устаревшим, чтобы посмотреть, какое из них лучше, больше отвечает общественным запросам. Наконец, новое однозначно признается, а устаревшее отвергается. Полагаю, что в данном случае налицо этот самый процесс. Те, кто сейчас не воспринимают новое, спустя некоторое время отвергнут то устаревшее, которое недавно отстаивали.
- Возможен ли в ближайшем будущем диалог между правительством и оппозицией?
- Такой диалог по сути уже является реальностью. Если оппозиция принимает участие в выборах, а затем в церемонии инаугурации, дает конструктивную оценку этому процессу, то это само по себе уже диалог. Это означает формирование в обществе атмосферы конструктивного диалога между различными политическими силами.
Кямиль Хамзаоглу