Китай ставит задачу: «сохранить восьмерку»
Китай 10 декабря вечером обнародовал новые статистические данные – на сей раз по объемам внешней торговли.
Статистика оказалась куда мрачнее, чем эксперты предполагали несколькими днями ранее. Если бы плохими оказались показатели инфляции, безработицы или чего-либо иного, то эксперты, вероятно, не впали бы в депрессию. Однако сейчас Китай рассказал о ситуации с внешней торговлей, то есть о той силе, которая, с одной стороны, является заметным фактором в развитии национальной экономики, с другой – отражает обстановку в мире.
Впервые за семь лет зафиксирован спад китайского экспорта. По итогам ноября он составил 115 миллиардов долларов США, что на 2,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в последний раз, когда такое падение было зафиксировано – в июне 2001 года, после обрушения «пузыря» на рынке высокотехнологичных компаний в США – его размер составлял 0,6%.
Плохо дело обстоит и с импортом. Он составил 75 миллиардов долларов, что представляет собой падение по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 17,9%. Общий объем торговли в ноябре составил почти 190 миллиардов долларов, и это на 9% меньше по сравнению с ноябрем прошлого года.
Конечно, эти данные были известны руководству страны заранее. Поэтому, скорее всего, не случайно, что они были сделаны публичными лишь вечером, после закрытия рынков. Иначе, вне всякого сомнения, среда для китайских бирж стала бы «черной».
Другой, не менее весомый фактор, задержки с опубликованием этих данных – Всекитайская центральная экономическая конференция, которая также завершилась в Пекине в среду. На этой конференции присутствовало все руководство страны во главе с председателем Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао.
Конференция - регулярное и в принципе заранее запланированное мероприятие. На ней обычно определяются конкретные направления работы на предстоящий год. Не стала исключением и нынешняя конференция. Однако по опубликованному по ее итогам сообщению видно, что руководство КНР все более и более беспокоится по поводу складывающейся в стране экономической ситуации.
Сам тон итогового коммюнике призван донести до народа как серьезность стоящих перед страной проблем, так и решимость Пекина с ними справиться. «Под влиянием быстро разворачивающегося глобального финансового кризиса и явного замедления мирового экономического роста, на которые наложились (внутренние) нерешенные проблемы и противоречия, в экономике нашей страны начали расти трудности». «Глобальный кризис пока не достиг дна, его серьезные негативные последствия еще будут проявляться и в дальнейшем». «Кризис представляет серьезнейший вызов экономике». «Резко растут сложности в функционировании отечественных предприятий, становится сложнее обеспечивать стабильное развитие сельского хозяйства, увеличение доходов крестьян, растут сложности в финансовой сфере»
Но при этом «встречающиеся нам трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений». «У нас есть потенциал и все возможности, чтобы преодолеть кризис и экономические трудности». «Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру».
Экономическое совещание предложило пять приоритетных направлений работы в экономической сфере.
Прежде всего, руководство страны намерено придерживаться активной фискальной и стимулирующей монетарной политики (прежде всего поддержание низкой процентной ставки). Предлагается масштабное снижение налогов, комплекс мер по поддержке общественных секторов (здравоохранение, соцобеспечение), стимулирования энергосбережения, развитие инноваций, поддержка малого и среднего бизнеса. Власти обещают поддержать стабильный курс национальной валюты – «на разумном и равновесном уровне», содействовать здоровому развитию строительного рынка и рынков капиталов. Обещается, что семьям с низким доходом путем субсидий и компенсаций будет оказываться содействие.
Второе направление – для Китая важнейшее – поддержка сельского хозяйства и всего комплекса аграрной инфраструктуры. Предусматривается, в частности, более активная защита прав крестьян на обрабатываемые ими земельные участки, от произвола местных властей, нередко под тем или иным предлогом отбирающими участки для иных целей. «Не допускается изменение сущности земли как коллективной собственности, не допускается использование сельскохозяйственной земли для иных целей, не допускается нарушение прав крестьян на аренду земли».
Третье и четвертое направление – соответственно ускорения изменения модели развития (здесь имеется в виду уже ставившаяся ранее цель структурных перемен в экономике, отход от задачи развития любой ценой) и продолжение политики реформ и открытости, поддержка негосударственного сектора экономики, привлечение из-за рубежа передовых технологий.
Наконец, пятое направление – социальное. Руководство страны четко артикулирует необходимость сохранения в стране общественного порядка, недопущение высокой безработицы, необходимость развития системы поддержки оставшихся без работы. Эта задача, хотя и стоит последней, судя по всему, в настоящее время является более чем актуальной – имеются многочисленные свидетельства того, как в результате закрытия экспортных фабрик на улице оказываются десятки, а то и сотни тысяч людей.
Пока неизвестно, какие конкретно суммы власти КНР намерены выделить на то, чтобы вернуть экономику на путь здорового развития, будут ли инвестироваться какие-либо средства в дополнение к озвученным 9 ноября в рамках «плана Вэнь Цзябао» по стимулированию внутреннего спроса (4 триллиона юаней, или 580 миллиардов долларов США).
Как и для многих других стран, для Китая глобальный экономический кризис оказался большей проблемой, чем ожидалось. И китайские, и иностранные эксперты указывают на то, что спад глобального потребления в гораздо большей степени, чем предполагалось ранее, оказал влияние на китайскую экономику.
Агентство Синьхуа цитирует сотрудника китайского представительства Азиатского банка развития Чжуан Цзяня: «экспорт падает из-за слабого внешнего спроса, но импорт будет падать более значительно, ведь заметная доля китайской экспортной промышленности работает на привозном, импортированном сырье».
Чжао Цзинпин из Китайского центра исследований развития указывает, что правительство предпринимает меры по поддержке экспортного сектора. «Это (повышение нормы возврата НДС при экспорте) снизит издержки, но этого недостаточно, чтобы компенсировать спад глобального спроса», - считает он. Чжао Цзинпин в то же время указывает, что пакет мер по стимулированию внутреннего спроса способен подтолкнуть рост импорта.
Агентство Рейтер цитирует экономиста пекинской консультационной компании China Economic Monitor Джин Ма: «исчезает глобальный спрос на китайские товары. Проблемы с доступностью кредитов в странах-импортерах приводят к трудностям для китайских экспортеров».
Обращает на себя другой экономический показатель, также обнародованный в среду вечером: индекс цен производителей. В ноябре он снизился до 2% по отношению к ноябрю 2007 года (в сравнении с 6,6% в октябре). Это, конечно, с одной стороны говорит об исчезновении проблем с инфляцией, но с другой, как образно пишет агентство Рейтер, означает то, что «экономика страны уперлась в стену». «Мы достаточно быстро скатываемся к риску дефляции и спада», считает Айзек Мэн из пекинского офиса банка BNP Paribas.
Несмотря на это, по современным меркам, прогнозы для китайской экономики достаточно оптимистичны. Все эксперты выражают уверенность, что страна сможет преодолеть последствия глобального экономического кризиса – вопрос лишь стоит в том, как быстро.
Всемирный банк, к примеру, предполагает, что рост экономики КНР в 2009 году составит 7,5% (а не 9%, как предполагалось ранее). Китайские эксперты также скорее согласны с этой цифрой, прогнозируя рост ВВП в пределах 7,5-8,5%.
Указывается на то, что гораздо более сложной будет первая половина 2009 года. Уже к лету экономика почувствует на себе результаты массированного вброса денег в рамках «плана Вэнь Цзябао» и будет способна вновь обрести достаточно высокие темпы роста.
Экономическая конференция, кстати, не дала прогнозных цифр. Но новые тяжелые времена дают жизнь появлению в китайской прессе новых экономических терминов. Сейчас это «мягкая посадка» и «сохранение восьмерки».
Первый термин в особых пояснениях не нуждается. Второй же означает необходимость сохранения темпов роста на отметке 8%. Одновременно, благодаря образности китайского языка, это же может означать «сохранение богатства» (восемь – по-китайски «ба» - созвучна по произношению со словом «фа», первым во фразе «фацай», «разбогатеть»).
В современном китайском обществе «восьмерка» давно стала символов преуспевания. За колоссальные деньги с аукционов продаются автомобильные номера, состоящие из одних восьмерок. Много о владельце говорит и телефонный номер, в котором присутствуют восьмерки.
Теперь эта цифра с улиц входит в официальную лексику. Китай стремится сохранить завоеванное упорным трудом «богатство», несмотря ни на что продвигаться по пути строительство «зажиточного общества».
Алексей Ефимов, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции