Информационные залпы на газовом фронте
После подписания газового соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» эксперты и политики подводят итоги информационного противостояния между Россией и Украиной, причем это противостояние – как и во время недавнего конфликта на Кавказе – часто определяют как информационную войну.
Коррупция как «внутреннее дело»
О том, что Украина проигрывает информационную войну с Россией, связанную с газовыми переговорами, говорят не только украинские эксперты, но и политики. В частности, спикер Верховной Рады Владимир Литвин, что Украина «полностью проиграла информационную войну с Россией в теме газа». По мнению Литвина, в результате имидж Украины пострадал как в глазах ЕС, так и в глазах граждан самой Украины.
Удивляться тут нечему, поскольку газовый бизнес на Украине является одной из самых непрозрачных сфер. Похоже, многим украинским политикам трудно говорить правду о газе, к чему есть веские основания. Однако эти основания трудно утаить. В результате уже премьер-министр России Владимир Путин публично заявляет о высокой степени коррумпированности украинского руководства.
Любопытна на это реакция политиков. Экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что Россия вмешивается во внутренние дела Украины.
«Россия не может, если она цивилизованная страна, вмешиваться в наши дела, помогать бороться с коррупционерами», - цитирует слова Кравчука агентство «Украинские новости». Звучит довольно двусмысленно: да, коррупция в высших эшелонах власти есть, но это наше внутреннее дело. Вряд ли такой тезис может получить искреннюю поддержку у самих украинцев. Да и за рубежом страны тоже, коль скоро коррупция в газовой сфере стала причиной невыполнения Украиной международных договоров.
С «газовыми» обвинениями в адрес Ющенко выступают и украинские политики. Так, лидер КПУ Петр Симоненко с парламентской трибуны заявил, что одной из главных внутренних причин газового кризиса является «борьба кланов за газовую трубу и финансовые интересы «семьи» Ющенко».
Президент обвинения в свой адрес опроверг. «Что касается заявлений, которые связаны с якобы участием президента в этих газовых, извините, вонючих схемах, то я хочу сказать одно: никогда ни я, ни моя семья, не имели никакого отношения к тому, что называется газовыми делами», - заявил Ющенко на пресс-конференции.
Украина просит перемирия?
В середине января посольство Украины в Москве призвало Россию прекратить информационную войну против Украины. «Полагаем, что было бы правильным для будущего украинско-российского диалога как можно скорее свернуть информационную войну, провоцирующую напряжение в обществах наших стран и никак не содействующую собственно устранению проблем в энергетической сфере», - заявил пресс-секретарь посольства Украины в РФ Олег Волошин, комментируя прошедший у стен дипучреждения митинг активистов ЛДПР и движения «Наши».
Однако на Украине националистические силы (пользующиеся покровительством нынешней украинской власти) отнюдь не демонстрируют большого дружелюбия, сжигая российские флаги у стен представительств РФ.
Да и МИД Украины, обвиняя Москву в «информационной агрессии», ведет себя отнюдь не самым дипломатичным образом.
«Апеллируя к мифу о славянском единстве, цинично эксплуатируя тему многовековых исторических связей, Кремль последовательно осуществляет нескрываемое давление на Украину за ее независимую внешнюю и внутреннюю политику. Ярким свидетельством такого давления послужил спланированный характер газовой атаки России с целью дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Украине, разрушить ее газотранспортную систему», - говорится в распространенном 20 января заявлении внешнеполитического ведомства.
Впрочем, МИД только транслирует настроения президента Виктора Ющенко, который считает газовый кризис «многоцелевой атакой» со стороны РФ.
Пожалуй, предложения украинской стороны закончить информационную войну в настоящее время едва ли стоит рассматривать всерьез.
Почему Украина проигрывает?
Причины проигрыша в информационном противостоянии с Россией в ходе газового кризиса некоторые украинские эксперты видят в излишне свободном, по их мнению, информационном пространстве. Так, директор Агентства моделирования ситуаций (АМС) Виталий Бала даже призвал Нацсовет по телевидению и радиовещанию обратить внимание на «отделения» и «дочерние предприятия» российских телеканалов на Украине.
Между тем по результатам проведенного Институтом им. Горшенина в середине января опроса, почти каждый третий украинец уверен, что Украина крадет газ у России. Это при том, что 70,5% опрошенных черпали информацию о газовом противостоянии из украинских СМИ, и только 14,3% респондентов получали информацию о газовом конфликте от российских телеканалов и прессы.
Информационная война без правил ведется и между группировками внутри украинского политического класса.
Накануне визита премьер-министра Юлии Тимошенко в Москву заместитель главы секретариата президента Украины Роман Бессмертный заявил, что украинский премьер находится, возможно, «на крючке» у российских спецслужб.
Чиновник напомнил, что против Юлии Тимошенко в России было возбуждено уголовное дело, и она находилась в розыске. Дело было закрыто, когда Тимошенко в 2005 году впервые стала премьер-министром и должна была ехать в Москву для ведения переговоров.
Интересно, что оппозиция тоже вспомнила об этом факте именно перед московским вояжем премьера. Глава временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по газу, депутат из фракции Партии регионов Инна Богословская во время телешоу прямо сказала: «Как только она приходит, у нас проблемы с газом, как только она уходит, у нас все в порядке».
Сама же Юлия Тимошенко перед отлетом в Белокаменную выступила с публичным заявлением, в котором попросила друзей-соратников из оранжевого лагеря не втыкать ей «нож в спину».
«Я не позволю никому в параллельном режиме управлять переговорным процессом и руководить «Нафтогазом» для его срыва», - говорится в заявлении.
Но вряд ли «коллеги» прислушаются к этому призыву. Непреодолимость внутренних противоречий в «оранжевом» лагере отмечают не только украинские эксперты.
«…Дополнительным фактором нестабильности становится сложная внутриполитическая ситуация в Украине, - отмечает научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин. - Обостряющийся конфликт между президентом страны Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко делает переговоры с Россией оружием, которое каждый из них может попытаться использовать».
Продолжение следует?
Уже на следующий день после подписания газового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» внутри украинской власти информационная война вспыхнула с новой силой.
Премьер-министр Юлия Тимошенко преподносит достигнутые договоренности как победу: транзит российского газа в Европу восстановлен и больше прерываться не будет, цена на газ для Украины «очень достойная» ($228,8 за тысячу кубометров на границе с Россией, но это без НДС и транспортных расходов).
У президента Виктора Ющенко другое мнение: «это явный проигрыш». Он сказал, что на заседании СНБО необходимо подробно рассмотреть документы, подписанные "Нафтогазом" и "Газпромом", оценить их с точки зрения соответствия национальным интересам.
Хотя первый заместитель главы президентского секретариата Александр Шлапак отметил, что у президента нет для остановки газовых соглашений соответствующих рычагов, в Блоке Юлии Тимошенко уже опасаются, что Виктор Ющенко попробует добиться пересмотра достигнутых в Москве договоренностей.
Во всяком случае, Ющенко постарается возложить всю ответственность за неизбежные экономические потери на правительство Тимошенко. Премьер в долгу не останется: ведь с каждым днем все ближе президентские выборы. Похоже, настоящая информационная война на Украине война только начинается.
Андрей Лубенский (Киев)
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора